Письмо А. Суворова князю Потемкину.

(Это интересное письмо, характеризующее как самого Суворова, так и отношения его к Потемкину, печатается с подлинника, имеющегося в редакции «Русской Старины». Небольшая выдержка из этого письма напечатана в известном сочинении А. Ф. Петрушевского «Генералиссимус князь Суворов» (т. I, стр. 240)).

10 декабря 1784 г., с. Ундол.

Светлейший князь, Милостивый Государь!

С наступающим новым годом вашу светлость всенижайше поздравляю.

Истекающий год я прожил в деревне, при некоторых войсках, в ожидании от вашей светлости особой мне команды, как я обыкновенно командовал дивизиею или корпусом. Особливо, милостивый государь! ваканции мне по дивизиям Брюсовой и Репнина, — в стороне первой я имею деревни, но все равно, светлейший князь! где бы я от высокой милости вашей светлости особую команду ни получил, хотя в Камчатке.

В праздности купил я 92 души под вексель, который в два года выплачу. Оставил на Кубани экономии более 100.000 и по краткому времени на четыре месяца месячных — вот мое корыстолюбие.

Под Копылом командовал не Вилисов, а Рахманов, который в поле с полком, с поля с баталионом. Против его одного года, я во всю мою службу столько людей не потратил, и сочинял на меня пасквили.

Служу я, милостивый государь, больше 40 лет и почти 60-ти-летний. Одно мое желание, чтоб кончить высочайшую службу с оружием в руках. Долговременное мое бытье в нижних чинах приобрело мне грубость в поступках при чистейшем сердце и удалило от познания светских наружностей; препроводя мою жизнь в поле поздно мне к ним привыкать.

Наука просветила меня в добродетели: я лгу как Эпаминонд, бегаю как Цесарь, постоянен как Тюрень и праводушен как Аристид. Неразумея изгибов лести и ласкательств, моим сверстникам часто не угоден. Не изменил я моего слова ни одному из неприятелей, был счастлив потому что я повелевал счастием. [196]

Успокойте дух невинного перед Вами, в чем я на страшном Божием суде отвечаю и пожалуйте мне особую команду... (Точки в подлиннике) исторгните меня из праздности, но не мните притом, чтоб я чем хотя малым г. Иваном Петровичем (Салтыковым?) недоволен был, токмо что в роскоши жить не могу. В чужие краи — тоже праздность.

Уповаю на высокую милость вашей светлости и буду по гроб мой с глубочайшим почитанием

Светлейший князь
Милостивый Государь
Вашей светлости
всенижайший слуга
Александр Суворов.

Текст воспроизведен по изданию: Письмо А. Суворова князю Потемкину // Русская старина, № 3. 1895

© текст - ??. 1895
© сетевая версия - Тhietmar. 2016

© OCR - Андреев-Попович И. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1895