КАЧЕСТВО ВОЕННОГО СЛОГА.

Военачальник более действует, нежели говорит; речь его есть, так сказать, только дополнение действия. Поэтому мы не ошибемся, если скажем, что краткость есть одно из первых качеств военного слога. Таким образом Цесарь, донося римскому сенату о победе над Фарнаком, употребил только три слова: (я), пришел, увидел, победил (veni, vidi, vici).

Речь Генриха IV, перед сражением иврийским, может также служить примером быстроты и краткости. Он говорил воинам: Я ваш король, вы Французы; вот неприятель, нападем!

Наконец вспомним Высочайший рескрипт Государя Императора Павла I Суворову, в [144] котором так много выражено столь немногими словами:

Граф Александр Васильевич! Спокойствие Европы требует присутствия вашего в Нашей армии; приезжайте к Нам поскорее. Пребываю вам благосклонный

Павел.

Суворов отвечал:

Тотчас упаду к стопам Вашего Императорского Величества.

Второе качество военного слога есть живость. Военачальник, увлекаемый сильным желанием передать свои мысли и чувствования подчиненным, горит нетерпением убедить и склонить их на свое мнение. Он вопрошает их и, не дожидая ответа, спешит сам отвечать вместо их. Камилл, увидев Римлян, устрашенных многочисленностию Антиатов, так говорит им: Сподвижники! где ваша бодрость и тот жар мужества, который я всегда видел на лицах ваших? Ужели вы забыли, кто я, кто вы и кто враги ваши? Не вы ли, предводительствуемые мною, покорили Веии, победили Галлов, освободили Рим? Или я уже не Камилл? Нападите только на врагов, и они побегут пред вами. Ободренные этою живою речью, Римляне устремились на Антиатов и победили их. [145]

Наконец скажем, что самый язык содействует много силе слога. Чем язык способнее представлять меньшим количеством слов большее число мыслей, тем он придает более силы слогу. Мысли в этом отношении могут быть уподоблены пороху, который чем теснее бывает сжат, тем сильнее действует. Для этого должно, сколько возможно, избегать слов, невыражающих собою никаких понятий, как то: союзов, местоимений и т. п. Никто гак не отличался силою слога, как Суворов. Вспомните, как он писал графу Растопчину о переходе русских войск чрез Альпийские горы.

«Пришел в Биллинцон.... Нет лошаков, нет лошадей; а есть Тугут и горы и пропасти…. Но я не живописец. Пошел и пришел... Видели и Французов; но всех пустили... холодным ружьем...... По колена в снегу.... Массена проворен, не успел... Каменской молодой молод, но стар больше, чем г-н маиор.... А под Цирихом дурно и Лафатера ранили..... Цесарцы под Мангеймом; Тугут везде, Гоц (Гоц убит в Швейцарии) нигде.... Геройство побеждает храбрость; терпение — скорость; рассудок — ум; труд — лень; история — газеты…. Готов носить Марию [146] Терезию. У меня и так на плечах многое сидит…. Караул!.... Я Русской, вы Русские!»

Текст воспроизведен по изданию: Качество военного слога // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 25. № 97. 1840

© текст - ??. 1840
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
© OCR - Андреев-Попович И. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖЧВВУЗ. 1840