Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 260

1793 г. июля 30. – РАПОРТ А. В. СУВОРОВА В ВОЕННУЮ КОЛЛЕГИЮ О ПРИЧИНАХ СМЕРТНОСТИ В ПОЛОЦКОМ ПЕХОТНОМ ПОЛКУ И МЕРАХ ЕЕ ПРЕСЕЧЕНИЯ

№ 211

Херсон.

Ее императорского величества указ из Государственной военной коллегии по секретной экспедиции от 26 числа июня под № 85 1 я только ныне с возвратившимся курьером, порутчиком Алениным, получил, на которой имею честь донести, что по первопоследовавшему ко мне из оной коллегии от 1 числа майя под № 61 указу 2, касательно учинения исследования о производившемся в полки негодном провианте и о протчем, того же месяца 12 числа предписал я господам генерал-порутчикам Розенбергу и Толстому 3, исполня все предписанное в помянутом Государственной военной коллегии по Секретной экспедиции указе, доставить ко мне как наискорее подробное сведение, на что получа от первого донесение 15 числа июня, несообразное указу, по содержанию коего паки от 2 числа сего июля 4 предписал ему, господину генерал-порутчику и кавалеру, дабы он непременно выполнил указ Государственной военной коллегии в точности и в самой скорости донес подробно, но на то еще не имею надлежащего ответа, а по силе сего вторичного указа я и ныне сделал о том предписание. [227]

Между тем прибыл ко мне от стороны Провиантского департамента Московской конторы член, господин бригадир и кавалер Кислинский для общего изследования о Карасу-Базарском магазейне и свидетельствования всех протчих, и для того отправил я с ним господина генерал-майора Исленьева, которые, свидетельствуя, также нашли в Карасу-Базарском муку совсем в пищу негодную и ныне таковое ж производят во вновь приобретенной области.

От господина генерал-порутчика и кавалера Толстого на первое мое от 12 числа майя повеление равномерно не получая сведения, и по случаю настоящего его отбытия в отпуск, предложил я исполнение немедленно по тому учинить господину генерал-порутчику и кавалеру князю Волконскому.

Государственная военная коллегия по Секретной экспедиции в означенном последнем от 26 июня указе прописывает, якобы из моих донесениев значится, что от употребления негодного провианта в некоторых полках оказалось моровое приключение, каковых хотя от меня в оную и не было, а изображено токмо партикулярно в письме господину генерал-майору и кавалеру Турчанинову от 16 числа апреля об одном Полоцком, но из рапортов месячных, от меня отправляемых, довольно явственно было и особливо, когда о причинах сего происшествия донесено того же апреля от 30 под № 799 5, в котором заключено, что по исследовании посыланных от меня в марте месяце в полки, расположенные во вновь приобретенной области, а паче в Полоцкой, по несоразмерному числу в оном против протчих умирающих, подполковника Корицкого и дивизионного доктора Метике, напоследок и штаб лекаря Белопольского найдено, что таковая смертельность свирепствует от сырости казарм, построением оконченных прошлого году в декабре месяце из сырого же кирпича и камня, да также от нечистых глубоких и гнилых тогда же построенных землянок, а по недостатку дров, кои в свое время заготовлены не были, в расстоянии двадцати пяти и тридцати верст доставляемы были солдатами пешком (хотя то от меня и запрещено было). Солдаты в холодное время почти чрез сутки имели только обогревание, да и от сырости не могли себя осушивать и от намерзания стен была непрестанная мокрота. Притом, будучи солдаты заражены в Молдавии, при Измаиле и других местах цынготною болезнию и по нерадению полковых начальников запущены до дальнейшего оной усиления, наиболее в Полоцком пехотном полку, хотя на прекращение того известны способы и поелику сия болезнь заразительная, то таковым же нерадением не взяты меры к предохранению разделением здоровых от цынготных, паче когда при открытии весны более оная умножалась и поступившие в лазареты найдены в тяжкой тесноте. Сверх всего того, по нетребованию благовременно, отколь [228] следует, медикаментов, настоял крайний в оных недостаток, не токмо в обыкновенных, но и в самых нужных, за коими отправлены были приемщики только в прошедшем марте и апреле месяцах, к тому ж и употребление солдатами Полоцкого полку по крайней неосторожности воды из озера, не имеющего сообщения с текучею, которое летом покрыто бывает гнилою зеленью, навело сильные болезненные припадки.

И поелику в помянутом Полоцком полку, за многими моими предписаниями о принятии мер к сохранению здоровья солдатского, смертельность не уменьшалась, а в ежевременном была усилении, то по поводу сего отправил я для приведения оного в совершенное здоровье оказавшего опыты в таковом благоразумном попечении Ряжского полку полковника Маркова и в искусстве дойденного штаб-лекаря Белопольского и при них также подполковника Корицкого, которые, прибывши в оной майя 17 числа, нашли больных 175, и употребившими средствами в течение двадцатидвух дневного их там бытия выздоровело 159, а умерших токмо три и со вступлением вновь, до отбытия их, осталось больных 85, а ныне состоит 71 человек. К тому ж, по наступлении теплого времени, из зимних их в казармах и землянках жилищ выведены в лагерное место в палатки и построенные шалаши и для того всеми означенными способами ныне в Полоцком полку столь жестоко простершиеся было смертельности пресечены.

Генерал граф Александр Суворов-Рымникский.

ЦГВИА, ф. 41, д. 332-338, лл. 218-219 об. Подлинник.


Комментарии

1. Указом за № 85 от 26 июня по Секретной экспедиции Военной коллегии Суворову сообщалось об утверждении его представления относительно запрещения употребления в пищу негодного провианта; предлагалось расследовать, в какие полки и какой провиант отпущен, и прислать сведения о смертности людей в полках и принятых против нее мерах («Суворовский сборник», т. 9, л. 47).

2. Указом за № 61 от 1 мая по Секретной экспедиции Военной коллегии Суворову предлагалось расследовать, куда, когда и сколько недоброкачественного провианта было отпущено; сообщить сведения о смертности людей; о виновниках, допустивших употребление в пищу негодного провианта, и о принятых Суворовым против этого мерах. Кроме того, предлагалось отдать под суд виновных и дать знать Военной коллегии о результатах расследования (там же, т. 9, л. 2 и об.).

3. Предписание Толстому не обнаружено.

4. Ордер Розенбергу см. док. № 253.

5. Рапорт не обнаружен.