Фельдмаршал Суворов в Праге

1800 г.

Сообщаемые здесь черты, преимущественно из частной жизни нашего знаменитого полководца, заимствованы из путевого дневника шведского посланника при венском дворе, графа Якова Густава Делягарди. Дневник этот, носящий заглавие: «Путевые записки графа Якова Густава Делягарди, веденные во время поездки в Вену, пребывания там и возвращения в Швецию в 1799, 1800 и 1801 гг.» — хранятся в семейном архиве графов Делягарди в Лёберёде, близь г. Мальмё (южная Швеция). Собрание рукописей в этом архиве, преимущественно исторического характера, считается первым в Швеции, и одно описание его потребовало 20 томов. Здесь есть много интересного для русской истории — вспомним, что двое из Делягардиев начальствовали в войнах Швеции с Россией XVI и XVII ст. — но мне неизвестно, чтобы кто-либо из наших историков, вообще почему-то пренебрегающих шведскими источниками 1, когда либо заглядывал в Лёберёдский архив. Исключением, правда, служит гельсингфорский профессор русского языка Соловьев, посещение которого отмечено библиотекарем архива, как необыкновенное событие; но результаты поисков его там остались неизвестны, подобно многим другим историческим материалам, собранным почтенным открывателем Котошихина, в его двукратную поездку в Швецию на счет щедрот археографической коммисии.

Обращаемся к автору упомянутых путевых записок. Граф Я. Г. Делягарди, род. в 1768 г.; в чине капитана участвовал в финляндской войне 1788 г. В 1799 г. был он назначен чрезвычайным посланником при венском дворе, а в 1813 — в таком же качестве — в Испанию. Он был из числа 13-ти дворян, удостоенных чести быть восприемниками принца Оскара, будущего короля. Посещение им Суворова относится к тому времени, когда он проезжал Прагу, отправляясь к своему посту в Вену. — А. Ч.


Мое посещение русского фельдмаршала князя Суворова Римского (Рымникского).

(Перевод с шведского). Главная квартира находилась в Праге. Это было в январе 1800 г., следовательно, за 1/4 года 2 до смерти маститого полководца, увенчанного лаврами 50-ти-летних побед (при одной из них было не менее как 30 т. убитых и 60 т. пленных), но, перед своим триумфом, в Петербурге старик впал в немилость, за которой последовала его смерть. Меня ввел в домовую церковь (Kapell) его племянник, князь Горчаков. [833] 71-летний герой впродолжении часа сделал до 20-ти земных поклонов (падал ниц) для целования креста (?) и обыкновенно лежал в таком положении от двух до трех минут. По окончании обедни, продолжавшейся около часу, подошел он ко мне и сказал:

— «Vous descendez de се fameux Jacques De la Gardie, qui battit tant de fois les Russes? (Вы потомок того знаменитого Якова Делягарди, который так часто побеждал русских?), и обратясь к английскому посланнику лорду Минто и австрийскому генералу Бельгарду и около 30-ти русским офицерам, окружавшим его, присовокупил: Savez vous que Mr. le comte De la Gardie descend de ce fameux Jacques De la Gardie que les Russes craignaient comme le diable? (Известно-ли вам, что граф потомок того знаменитого Якова Делягарди, которого русские боялись как чорта?) Il n’y а aussi personne qui les a mieux et plus souvent battu que lui».(Чаще и лучше никто их не разбивал).

Все это было для меня чрезвычайно лестно.

«Les Suedois, — продолжал он, — sont les seuls qui ont battu les Russes (вежливость, дошедшая до крайних пределов), mais aussi nous nous vengions bien sur les autres nations». (Шведы — единственный народ, побеждавший русских, но мы съумели отмстить победами над другими народами).

Во время обеда говорили о Густаве II Адольфе и Карле XII и совершенно в шведском духе. В половине стола надел себе на голову мою капитан-лейтенантскую круглую шляпу. По окончании обеда, дал он мне весьма искренний, хотя и не очень приятный поцелуй и, перекрестив и благословив меня 2, 3 раза, отправился в опочивальню; но скоро возвратился, без кафтана и весты, чтобы пригласить меня на вечерний бал, на котором он обещал сам танцовать, хотя, как сам сознался, и не хорошо танцует.

Вот образ жизни Суворова: Он вставал очень часто в 2, 3 часа ночью и тотчас выпивал стакан портеру, закусив ветчиною или каким другим копченым мясом. В 6 часов был завтрак, а в 7 1/2 отправлялся он к обедне; в 8 1/2 ч. обедал, а от 12-ти до 2-х отдыхал; в 5 ч. ужинал и в 7 или 8 ч. ложился спать. На войне он проводил ночи без сна и был неутомим. Я не верю слухам о его любви к крепким напиткам: будучи веселого нрава, он любил посмеяться и пошутить, и видеть вокруг себя веселые лица. Он сердился, если его вопрос не получал немедленно ответа, хотя бы и неосновательного. Его очень обрадовало, когда на вопрос: сколько в Дунае рыб, получил в ответ: 42 1/2 миллиона. Кажется, он был приверженцем учения Сведенборга. У Суворова 9 различных орденов. [834]

Большая часть присутствовавших за обедом были увешаны орденами, даже у лакеев были надеты на шее медали на цепочке. Только на мне и лорде Минто ничего не было.

Здесь (в Праге) проживает барон Армфельд 3, для переговоров с герцогом курляндским, или, как говорят злые языки, ради его дочери. Дочь герцога была сговорена за сына Суворова, но брак не состоялся, ибо его не желали Екатерина II и король прусский; в последствии вышла она замуж за эмигранта князя Рогана. Этот брак был несчастлив, так как Армфельд, повидимому, продолжал свою связь.

Сообщ. А. А. Чумиков.


Комментарии

1. Когда я, будучи молодым человеком, объявил моему профессору русской истории, известному писателю, — уже давно умершему, — о своем намерении посетить шведские архивы, то услышал от него такой неободрительный ответ: «не советую; там решительно ничего нет по Русской истории».

2. Как известно, Суворов ум. 6-го мая 1800 г. А. Ч.

3. Известный шведский выходец и интриган. Он был в Швеции объявлен государственным преступником и приговорен к смертной казни.

Текст воспроизведен по изданию: Фельдмаршал Суворов в Праге. 1800 г. // Русская старина, № 12. 1876

© текст - Чумиков А. А. 1876
© сетевая версия - Тhietmar. 2018

© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1876