ПО ПОВОДУ ОДНОГО ПОРТРЕТА.

В настоящее время, после изданной С. И. Дягилевым «Русской Живописи в XVIII веке», известно местонахождение большинства портретов, писанных Д. Г. Левицким. Но тем не менее случается встречать несомненные копии с работ этого мастера, в то время как оригиналы их до сих пор неизвестны.

Среди таких работ на портретной выставке в Таврическом дворце был особенно интересен огромный портрет императрицы Екатерины, привезенный из Курского имения «Ивановское» кн. Барятинских.

Портрет этот, изображающий Екатерину II стоящей под лавровым деревом, по композиции своей был несомненным произведением Левицкого, но по сухой, неприятной, грубой живописи не мог быть приписан кисти великого мастера. Недавно, занимаясь в архиве минестерства императорского двора, мне попался любопытный документ, не попавший в издание Дягилева и проливающий некоторый свет на загадочный портрет Екатерины. Вот что писал Левицкий о заказанном ему портрете:

«По поданному мною в 1787 году повторенному щету следовало получить за написанный мной по высочайшему повелению стоячей портрет Ее Императорского Величества отправленной в том же году в мальту, две тысячи рублей, но как оных денег я до ныне еще не получал и ни какой резолюции не имею, то высочайший Ее Императорского Величества кабинет сим покпорнейше прошу о заплате мне за сию работу, для произведения коей употреблял я свою натуру как на одежды, так и для фигуры, за что тогда же заплатил свои деньги, но удовлетворения за оные пятый год не получаю».

Живописец Димитрий Левицкий.

октября дня
1791 года.

(Общ. арх. м-ва И. двора оп. 356/1347. кн. 5, д. 296. л. 479). [144]

В следующем документе сообщаются и некоторые детали:

«Портрет стоячий Государыни Императрицы в воинском одеянии под лавровым деревом и завесом написал, и для оного натура и глазеты и прочие материи и уборы разные своим коштом сделаны были и сей портрет послан в Мальту чрез неаполитанского посланника сера Каприола в 1788 году в сентябре месяце».

Живописец Димитрий Левицкий.

(Там же кн. 5. д. 296, л. 478).

На это последовала резолюция управляющего кабинетом: «1791 года декабря в 8-й день Ее Императорское Величество высочайше повелеть соизволила заплатить из кабинета живописцу Дмитрию Левицкому, за написанные им портреты, один Ее Императорского Величества, посланный в 1788 году в Мальту и два Ее Императорского Высочества великой княжны Александры Павловны (Портреты вел. кн. Александры Павловны, упоминаемые в документе, хранятся один в Романовской галерее, другой в Китайской галерее Гатчинского дворца), взнесенные в комнату, и того за три портрета две тысячи рублей».

Степан Стрекалов.

(Там же лист 477).

По всей вероятности, портрет Екатерины, прпнадлежащий Барятинским, является старинной копией с оригинала, отосланного в Мальту, о котором упоминается в вышеприведенном документе.

Сообщил барон Н. Врангель.

Текст воспроизведен по изданию: По поводу одного портрета // Русская старина, № 4. 1907

© текст - Врангель Н. 1907
© сетевая версия - Тhietmar. 2015

© OCR - Андреев-Попович И. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1907