Шильдер Н. Михайловский замок и 8-е ноября 1800 года // Русская старина, 1900. – Т. 104. - № 12. – С. 611-614.

Михайловский замок и 8-е ноября 1800 года.

Император Павел, как известно, придавал особенное значение снам и разным предзнаменованиям. Существует легенда, что часовой, стоявший у Летнего дворца (Император Павел родился в Летнем дворце 20-го сентября 1754 года), имел какое-то видение, которое доведено было до сведения государя; как бы то ни было, но 20-го ноября 1790 года, повелено было именовать Летний дворец Михайловским. Затем, в присутствии императора Павла, 26-го февраля 1797 года происходила торжественная закладка нового дворца, названного Михайловским замком. В четыре года, это монументальное здание было окончено и 8-го ноября 1800 года могло состояться торжественное освящение замка (Император Павел с семейством переехал из Гатчины в Зимний дворец 1-го ноября 1800 года). Дворец строился по проекту В. И. Баженова и окончательно выполнен, с некоторыми изменениями первоначального проекта, архитектором Бренна. По примерной смете, исчисленной сто лет тому назад, постройка замка должна была стоить 791.200 руб. ассигнациями. Торжественное освящение Михайловского замка происходило следующим образом:

Шествие из Зимнего дворца мимо войск, расставленных шпалерами, и при громе пушек началось в три четверти десятого часа утра. Император Павел и великие князья следовали верхом, а императрица Мария Феодоровна, великие княжны и придворные дамы, в парадных каретах. [612]

«По приближении шествия к Михайловскому замку», — сказано в камер-фурьерском журнале 1800 года (Камер-фурьерский журнал 1800 года отпечатан в двух томах и появился в 1900 году), — «возвещено о сем было пушечного с имеющейся там батареи пальбою и как игранием над воротами с балкона придворными литаврщиками на трубах и литаврах, так и колокольным при Михайловской церкви звоном, и по прибытии в десять минут 11-го часа внутрь двора Михайловского замка, встретили на парадном у оного подъезде его императорское величество, ее императорское величество и их императорских высочеств в облачении Святейшего Синода члены с прочим духовенством, при чем как государь император, так и государыня императрица со всею высочайшею своею фамилиею, приложась к поднесенному преосвященным Амвросием архиепископом санкт-петербургским, выборгским и эстляндским, Святому и Животворящему Кресту с окроплением Святою водою, изволили потом в предшествии придворных кавалеров по парадной лестнице и чрез все парадные комнаты ретироваться на краткое время во внутренние покои, из коих по сем в двадцать пять минут того ж 11-го часа, их императорские величества с их императорскими высочествами, в предшествии ж придворного штата, кавалеров и в провожании знатных обоего пола особ, изволили выход иметь по парадной лестнице в церковь, где тогда-ж по обыкновенному обряду Святейшего Синода членами с прочим духовенством началась духовная процессия освящению церкви; а после сего, когда означенное ж духовенство с Святыми мощами и иконами пройдя в ход за западные двери, тогда по прочтении у оных молитвы и при возвращении с мощами в церковь, произведена была с батарей Михайловского замка пушечная пальба. А между тем по совершении всей к освящению службы, члены Святейшего Синода подходили к руке его императорского величества и ее императорского величества.

«А по совершении-ж в присутствии всей императорской фамилии собором Святейшего Синода членами Божественной Литургии из церкви как архиереи, так и все служащее духовенство в препровождении придворных кавалеров, за хором придворных певчих шли со Святою водою и окропляли все комнаты, куда за ними-ж в провожании госпож статс-дам и камер-фрейлины с фрейлинами, а также и следуемых только до картинной галлереи, что перед малою тронною государя императора, знатных российских и прочих особ, как равно и господ чужестранных министров, соизволили шествовать его императорское величество и ее императорское величество с высочайшею своею фамилиею; и остановясь потом в картинной [613] галлерее для прочтения, после освящения Михайловского замка, отпуска по обыкновенном всему императорскому дому многолетия приносили, как государю императору и государыне императрице, так и всем их высочествам поздравление и жалованы к руке Святейшего Синода члены и все бывшие при освящении того замка духовные особы, После чего их императорские величества, откланявшись в той же галлерее изволили в половине 1-го часа по полудни отсутствовать во внутренние свои покои, а их высочества, кроме одной токмо великой княжны Марии Павловны, возвратились из Михайловского замка в Зимний дворец, прочие же все разъезжались по домам.

«Потом в обыкновенное время, то-есть в час по полудни, их императорские величества изволили в столовой комнате кушать обеденный стол на 8-ми кувертах, а к столу приглашены: Великая княжна Мария Павловна. «Генерал-от-инфантерии Голенищев-Кутузов. Обер-гофмаршал Нарышкин. «Обер-шталмейстер граф Кутайсов. Генерал-от-кавалерии граф Пален. «Обер-камергер граф Строгонов.

«В продолжение сего стола угодно было ее императорскому величеству по случаю благополучно освятившегося его императорского величества Михайловского замка пить за здравие государя императора, каковое также тогда произнести изволила и ее императорское высочество великая княжна Мария Павловна, а за нею и все присутствующие за столом особы; после чего и его императорское величество при обыкновенном своем питии вина изволил принести благодарность как ее величеству и ее высочеству, так и всем вышеписанным особам высочайшее свое благодарение.

«Кубков же на случай сего приуготовлено не было, а пили оное из обыкновенно употребляемых граненых рюмок, поставленных перед каждою особою в графинах с вином.

«Стол кончился в четверть 3-го часа по полудни, после которого их величества несколько присутствуя во внутренних Михайловского замка покоях, изволили потом из оного отсутствовать в тридцать пять минут того-ж 3-го часа:

«Государь император с обер-шталмейстером графом Кутайсовым от парадного подъезда в коляске.

«А государыня императрица с великою княжною Мариею Павловною от малой каменной, что близ тронной ее величества, лестницы в карете.

«И по прибытии в Зимний каменный дворец, как его величество, [614] так и ее величество изволили от обыкновенных своих подъездов проходить во внутренние свои покои.

«А в вечеру на здешнем Эрмитажном театре представлена была французская опера «Лафе Юржель», и по обыкновенном для оной собрании в том театре их императорские величества изволили с их императорскими высочествами в три четверти 7-го часа выход иметь в Эрмитаж» (Из этой выдержки, приведенной нами из камер-фурьерского журнала, оказывается, что в день освящения замка не было в нем бала-маскерада, как некоторые о том повествуют. Этот бал действительно состоялся, но только 2-го февраля 1801 года и в нем приняли участие 2.837 человек).

Окончательно император Павел и императрица Мария Феодоровна переселились в Михайловский замок только 1-го февраля 1801 года, а их высочества еще позже.

Н. Шильдер.