Фельдмаршал граф М. Ф. Каменский в заботах о сыне.

(Два письма его к А. М. Римскому-Корсакову).

1.

 

2-го июля 1790 г. С.-Петербург.

Я послал сына моего Сергея Михайловича, подполковника Московского гренадерского полка к вам в армию волонтером на нынешнюю кампанию потому, что он отпущен по будущий март. По дальности той армии, да и опасаясь, что может мир скоро сделается по причине разорения шведского флота, я просил графа Ивана Петровича (Салтыкова) употребить его при дежурстве, не знав, чем точно вы командуете, потому что в противном случае просил бы и лично вас взять его в ваше дежурство и дать ему наставление ваше о подробностях. Не примите в комплимент и теперь желаю ему сего счастья, а вам особого сборного корпуса или деташемента, чтоб то исполнить могли! Я отправление его скоренько исполнить не мог, запасти в Петербурге ни лошадьми, ни повозками, и следственно никакою провизиею; а иногда и с деньгами не без голода и не беспокойства. Если б он у вас был, то во всем бы руководство подали; но если и у вас не будет, то прошу однако не оставить его наставлением, которое молодому человеку, впервые на волю отпущенному, тем полезней будет, что счастливым его сочту, если заслужит, что вы в нем, не мешая отца, лично интересовались. — Я было к вам собрался сам, чтобы сына отвести, но мне не дозволено ехать в Выборгу сказать вам правду, для чего не знаю, и что как отцу то тяжело когда и на пустой караул его возить, счел нетрудным. Замените ему меня пожалуйста; кажется, что хотя почти ничего незнает, но добрая воля есть к исполнению повеленного, так и не наскучте и приказывать и советовать, что он повелением же считать должен. [714]

А затем прошу верить, что навсегда нелестно называюсь ваш, милистиваго государя моего, всепокорнейший слуга Михайла Каменский.

P. S. А на экипаж дал ему 1.000 р.; потребуйте, прошу, в них отчета.

___________________________

2.

24-го июля 1802 г. С.-Петербург.

Я не ответствовал на письмо ваше, полученное мною в Москве чрез меньшего сына моего, уверен будучи, что жалуя меня издавна и знав сколько я искренне к вам привязан причину того отгадаете и мне молчание мое простите: вы в нем представляли мне хорошим солдатом и начальником полка — человека, о котором я уверен, что он в солдатах быть негодится, представляя это звание как на театре нарядом одним и выступкой. Так мне тому письму вашему противуречить было должно, чего мне не хотелось. За счастье бы я счел еслиб сын мой отстав от музыкальных идеев своих настояще заслужил бы одобрение ваше, эстиму и дружественные советы (Граф С. М. Каменский был большой любитель театра и впоследствии, выйдя в отставку, устроил его в Орле. См. «Русскую Старину» 1899 № 1, стр. 16).

Но государь по приезде своем в Петербург изволил сказать мне публично, что он полком сына моего был доволен. Милость, конечно, для меня великая, но полк тот был хорош и до сына моего и так остается думать только то, что он при нем не испортился, но и о том со всем повиновением к слову государскому, не иму веры дондеже невложу перст в ребра. Полк хорош, но хуже того как был при предместнике сына моего. Удостойте меня, прошу, впредь приязней вашей и верьте, что навсегда с истинным высокопочитанием пребуду вашего высокопревосходительства милостивого государя моего, всепокорный слуга граф Михайла Каменский.

Текст воспроизведен по изданию: Фельдмаршал граф М. Ф. Каменский в заботах о сыне. (Два письма его к А. М. Римскому-Корсакову) // Русская старина, № 12. 1899

© текст - ??. 1899
© сетевая версия - Тhietmar. 2016

© OCR - Андреев-Попович И. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1899