ИЗ ИСТОРИИ МАШИННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ.

Первоначальное техническое оборудование Александровской мануфактуры

Печатаемые ниже документы относятся к организации первой русской текстильной фабрики и появлению в России первых прядильных машин. В 1797 г., при содействии правительства, польским аббатом Михаилом Оссовским основана была под Петербургом механическая бумагопрядильня, превращенная два года спустя (после смерти Оссовского) в казенную Александровскую мануфактуру, состоявшую при С.-Петербургском воспитательном доме в непосредственном ведении жены Павла I, Марии Федоровны. Насколько нам известно — это самый ранний и притом практически-осязаемый результат влияния промышленной революции в Англии на техническую основу русской промышленности того времени, позволяющий считать рубеж — конец XVIII — начало XIX в. — начальной датой в истории русской машинной индустрии.

Под № 1 помещена последняя часть «Всеподданнейшего доклада об учреждении механической бумагопрядильни аббатом Оссовским», дающая подробное описание всех прядильных и чесальных машин для хлопка и шерсти, установленных Оссовским. Особенная ценность документа — в анализе производительной силы рабочих механизмов, сравнительно с ручными инструментами, употреблявшимися для прядения и чески, что дает представление об уровне ручкой техники конца XVIII в. Далее идет описание гидравлического двигателя, установленного на Александровской мануфактуре в 1801 г., с исчислением рабочей мощности машины и коэффициентов замены ею человеческой силы. Наконец, последний документ позволяет восстановить общую схему производственного процесса и организационно-техническую структуру прядильной фабрики, вскоре после ее окончательного оборудования и полного пуска в действие.

Подлинники последних двух дел хранятся в Историко-культурном отделе Л.О.Ц.И.А. в фонде б. Мариинского ведомства, в разряде дел Александровской мануфактуры, а копия с первого — в фонде Мануфактур-коллегии (Экономич. отдел Л.О.Ц.И.А.). Орфография подлинников, [264] отличная от современной, сохранена нами лишь в тех случаях, когда она соответствует тогдашнему произношению слов.

I. ИЗ “ВСЕПОДАННЕЙШЕГО ДОКЛАДА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ МЕХАНИЧЕСКОЙ БУМАГОПРЯДИЛЬГИ АББАТОМ ОССОВСКИМ”

(Фонд Мануфактур-коллегии, 1797 г., св. 335, дело 39 — “О предложении аббата Оссовского ввести машины для чесания и прядения шерсти”)

“…В приложенном же при первом его аббата Оссовского прошении о махинах описании, показаны следующие:

1-я большая махина для чесания бумаги, выделывающая в сутки от 60 до 70 фунтов хорошо обработанной и продолговатыми валиками приготовленной пряжи, способной для прядения бумаги, что едва бы могли 30 или 35 человек начесать руками. Сия махина еще недавно приведена в действие. Скоро изготовлены будут другие в сем роде совершеннейшие и произведение увеличивающие. Сии махины для чесания могут действуемы быть вдруг и одною силою.

2-я большая махина для чесания шерсти, которая частью сходствует с первой и дает в сутки чесанной шерсти 50 фунтов; следовательно оною можно заменить 25 или 30 человек. Сия махина переделана быть имеет и усовершенна, дабы произведение увеличить.

3-я двойная махина для тончайшей перечески бумаги и беспрерывною нитью продолжающейся, которая в то же время несколько сучится и тем доставляет толстую пряжу, из которой перепрядается весьма тонкая.

Строение сей махины или двух соединенных вместе имеют и ту выгоду, что могут действоваемы быть одною силою.

4-я махина для толстой пряжи в пятьдесят веретен, на которой один работник в день спрядет всю почти приготовленную бумагу чесальной махиной, под № 1 означенной, с помощью только четырех ребят, которые беспрепятственно подкладывают приуготовленную чесальной махиной бумагу. Сия толстая пряжа служит приуготовлением для тонкой, производимой на других махинах, о коих ниже упоминается; но из сей толстой пряжи можно также ткать весьма хороший бумазеи на льняных или пеньковых основах, одною из сих махин можно довольствовать десять станов в роде бумазей.

5-я махина, содержащая 126 веретен. Оных пять совершенно окончены и могут употреблены быть в дело, как скоро прядильные мастера приучены будут. Следовательно, все пять могут прясть 630 ниток, не более употребя пяти человек и пяти мальчиков для помочи.

Хотя трудно исчислить произведение дневное каждой из сих махин, по числу веретен заменяющих такое же количество прях, сие произведение однако ж весьма велико, по числу людей и ребят употребленных; ибо [265] полагая вместо одной пряхи три веретена, то выходит, что каждая махина 40 прях заменяет, а все пять — около 200. По мере распространения и усовершения сих махин произведение их увеличиваться будет. Сверх того, находится махина, помощью которой можно сучить несколько ниток столь круто, как то понадобится.

6-я махина для прядения самых тонких ниток, для коих предыдущие махины неудобны. Теперь она только содержит 44 веретена, но может увеличена быть до 150-200 веретен. Следовательно, действующая махина может служить моделью с некоторыми еще переменами. Один прядильный мастер оною действует, с помощью одного или многих ребят, смотря по числу веретен.

7-я махина как для тонкой, так и толстой пряжи, коей строение совсем различествует от предыдущих трех, под № 4, 5 и 6-м означенных, которою даже слепой может действовать помощью ручки. Ребята употребляются для заготовления и подкладывания бумаги по мере перерабатывания оной в тонкую из толстой пряжи. Сего рода махины большее количество веретен содержать могут — даже до тысячи и более, — и могут деqствуемы быть водою или другою силою, не употребляя на сие людей.

8-я махина, для прядения шерсти составленная, только для опыта содержащая 60 веретен, но при переделки оной можно ее привести в лучшее состояние и умножить выделку оной, однакож, так как настоящее оной произведение заменяет 15 прях, действуемых одним мастером и ребенком для помочи.

Сии восемь отделений содержат двенадцать разных махин, иные для чески, другие для прядения шерсти и бумаги, ибо в 5-ти №№ о пяти разных махинах упомянуто.

9. Несколько других махин и нужных инструментов находятся все в мастерских, а особливо примечательны две небольшие махины для делания щеток, без коих невозможно иметь чесальных махин, а без хороших чесальных махин никакой пользы не будет от прядильных.

Коллегия, признав за нужное иметь о производимых ныне над шерстью и хлопчатою бумагою ручных работах сведения, во сколько времени каждая из оных исправляется и какие за то производятся платежи, и получа оные, о первой — от суконного фабриканта — подполковника Осокина, а по последней — Сарентского Общества от начальника Лоренца, усматривает из них, что покупаемая в Казане и в разных губерниях шерсть по привозе на фабрику Осокина сперва разбирается на сорты определенными к тому браковщиками из немолодых людей; потом один человек в день, то есть в двенадцать часов, может разобрать шерсти два пуда, причем с попадающейся долгополосой украинской шерсти состригаются верхи стариками, немогущими уже другие исправлять работы, так что один человек приготовить может в день подстрижной шерсти немногим больше 10-ти фунтов; из расбракованной шерсти по теперешнему при оной фабрике установу употребляется на одну солдатского сукна половинку в основу 28, [266] в уток 32, да в кромку 5 фунтов, а всего 1 пуд 25 фунтов. Сие количество шерсти расщипать могут один скребельщик, один картельщик и четыре прядильщиков, итого шесть человек, с небольшим в два часа времени. Потом сию расщипанную шерсть чешут, сперва скребельщик, потом картельщик на картах, из которых скребельщики бывают взрослые люди, картельщиками ж определяются молодые, подходящие уже к совершенному возрасту; каждый из них при посредственной способности может вычесать в один день по 8 фунтов шерсти. Таким образом расчесанная шерсть употребляется в пряжу, к чему определяются те только из взрослых людей, коим другого дела при фабрике не сыщется, а в прочем исправляют сию работу малолетки. Взрослый человек при посредственной способности может напрясть в день основной пряжи 2 1/2, а утошной 3 и 3 3/4, фунта, малолетки же вообще против взрослых напрясть могут вполы. Плата при оной фабрике производится за разбор шерсти по 6 коп. с пуда, за стрижку у шерсти верхов с подстриженной шерсти по 32 коп. с пуда, за чесание шерсти скребельщикам по 1 1/2 коп. с фунта, картельщикам по 1 3/4 коп. с фунта, пряльщикам с основной пряжи по 4 1/2 коп. с фунта.

А в производстве выделки хлопчатой бумаги человек в сутки может вычесать 3 фунта, получая заработных денег за каждый по 10 коп., а за 3 фунта 30 коп. Худая пряха из толстой пряжи может выпрясть в неделю один фунт, из фунта выходит 10 мотков, каждой длиною в 2400 аршин, получая заработных денег с одного мотка 12 коп., а с 10 — 1 р. 20 коп. Посредственная пряха выпрядет фунт в 9 дней, из которого получает 16 мотков, за работу каждого по 12 коп., а за 16 мотков — 1 р. 92 коп. Лучшая пряха выпрядает фунт в две недели, из которого получает 24 мотка, за работу с каждого по 12 коп., а за все — 2 р. 88 коп.

Всемилостивейший государь!

Мануфактур-коллегия, рассмотри сие дело с должным вниманием и обозрев представляемые аббатом Оссовским из усердия к пользе государственной чесальные и прядильные махины, совокупно с приглашенным к сему со стороны ее одним фабрикантом Осокиным, потому что аббат никого более из фабрикантов, ни из механиков иметь не пожелал, дабы состав тех махин до времени не обнаружился, — делала неоднократные над оными испытания и, во-первых, над хлопчатою бумагою, яко главным предметом, для которого аббат Оссовский наиболее старался устроение махины сделать сколько возможно совершенным. Опыты сии удостоверили коллегию, что чесальная махина, приводимая в действие руками, в 9 минут вычесывает хлопчатой бумаги для ровной пряжи один фунт, действуемая же водою или животным может вычесать в 24 часа до 150 фунтов, занимая двух только человек, способствующих к механизму; напротив того, когда ческа производится руками человеческими, то не более 3 1/4 фунтов в сутки одним человеком вычесывается. Успех в чесании шерсти посредством махины достоин также уважения, хотя и не равняется с вышеозначенным. Равно и прядильные махины расположены весьма [267] выгодно и, смотря по различному их строению, больше или меньше к доброте и тонине ниток способствуют. Махина, содержащая 126 веретен, при помощи одного только мальчика в 9 минут выпрядает 2400 аршин ниток, годных для миткалей и других ровных бумажных тканей; а как из сего количества выходит моток, десять мотков составляют фунт, то в 90 минут выпрядается фунт, а в 12 часов — 7 1/2 фунтов, в неделю же 45 фунтов; напротив того, пряха, по вышеозначенному Лоренца показанию, в неделю может выпрясть только фунт. Другие махины представляют возможность довести сии работы до высочайшей степени совершенства; успех же их в произведении хотя и медлительнее, потому что тонкость ниток требует тщательнейшего приуготовления, но сложность выделки против ручной не только не уменьшается, но и несравненно оной превосходнее. Соображая же все сие, коллегия заключает, что вышеозначенные махины, при нарочитом в России распространении ситцевых и суконных фабрик, могли бы быть действительно полезны, и отлично успешным их действием, уменьшая число работающих там людей, возвращали бы сих последних к земледелию и другим не менее полезным, отечеству промыслам, при которых они необходимо нужны. По мере умножения выделки на тех фабриках товаров уменьшился бы привоз в Россию бумажных и шерстяных из Англии и других мест материй, а с сим совокупно и платимые за все знатные суммы, которой в 1796 году от привезенной в Россию разных бумажных материй на 5 074 524 руб., оставались бы в государстве. Сверх того махины сии могли бы споспешествовать приведению разных ремесел, изделия их обрабатывающих, в большее совершенство; также и разведению в некоторых частях России удобно размножающихся растений, для красильного дела способных. Но как аббат Оссовский для приведения в действие оных машин просит таких пособий, которые сами по себе не маловажны и зависят единственно от высокомонаршей щедрости, то коллегия предает все сие высочайшему в. и. в. благоусмотрению и воле.

На подлинном подписали: Князь Николай Юсупов
Карл Оверин
Федор Межеников
Алексей Лебедев
Иван Марков
Иван Вольф

По листам скрепил секретарь Иван Сидоровский

Июля 30 дня 1797 года.

ПСЗ, т. XXV, № 18, 483. Выс. утв. доклад Мануфактур-коллегии 13 апреля 1798 г. [268]

II. ИЗ “МНЕНИЯ ПОЧЕТНОГО ОПЕКУНА КН. ВЯЗЕМСКОГО О ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ МАШИНЕ, УСТРОЕННОЙ НА НЕВЕ, Г. ПУАДЕБАРОМ В 1801 Г.”

(“Дела по Александровской мануфактуре за 1801 г.”)

Г-н Пуадебар, предвидев с самаго начала все означенные мною неудобства, предложил нам совсем новую и им изобретенную машину, о пользе которой хотя правление и не было сведуще, но, основываясь на знаниях и искусстве г-на Пуадебара, решилось наконец употребить знатную сумму для устроения оной. Что машина сия единственная в своем роде, что начата и окончена она со стороны предприятия отважно, а со стороны отделки совершенно — сие представится каждому при первом обозрении и побуждает отдать справедливость трудам к уму изобретателя.

Занимаясь между тем исчислением пользы сей машины, нашел я следующее:

Машина гидраулическая стоит фабрики (Так в подлиннике) около 22 000 руб. Течением реки Невы горизонтально опущенное в воду колесо приводит в движение по теперешней его силе:

2 драунг-фрема,

6 пар кард-машин,

6 прядильных машин,

и дабы удобнее исчислить силу и пользу оной машины, надлежит ее только пустить в действие на одни прядильные машины, и тогда окажется, что поелику один драунг-фрем требует силы против 6-ти прядильных машин о 96 веретенах, то два драунг-фрема отменив, можно в движение привести 12 прядильных машин.

6 пар кард-машин соответствует силе 12-ти еще прядильных машин.

Сверх того движутся еще 6 прядильных машин, или теперь оказывается, что гидраулическая машина в теперешнем ее состоянии достаточно силы для 30 прядильных машин или для 2880 веретен сеть 30 сильных и взрослых работников заменяет.

Невозможно никак менее как за 120 р. в год иметь вольнонаемного работника, что и составит для 30 машин или работников 3600 руб. наемной суммы. По сделанным же замечаниям об успехе работы, оказывается, что ныне сим механизмом прядильные машины быв в несравненном скорее движении и без всякого промедления выдает [?] вдвое больше пряжи в каждом часе, нежели прежде сего, когда работали руками. Сие значит, что вместо 30 работников, гидраулическая машина заменяет 60; а 60 фабричных стоили бы мануфактуре в год 7200 руб. Далее, поелику ничто не препятствует пустить в работу день и ночь [?] гидраулическую машину, то в таком случае она еще заменит вдвое 60 работников или 14 000 р. наемной суммы. [269]

В протчем же, хотя употреблять можно мануфактуре данных ей для работ инвалидов, по положенной цене каждому 60 руб. в год, то и в сем случае по вышеозначенным исчислениям заменяет Пуадебарова машина годовые для работников издержки 7200 руб.

Таким образом, мануфактура, употребив на устроение сей машины 22 000 руб., доставила себе силу движения, заменяющую 7200 руб., из чего явствует, что она не только в ожидании своем [не] ошиблась, но и величайшую от машины сей пользу приобрела, тем более, что не надлежит также без уважения оставить, что ровное и регулярное движение водяного колеса выдает нам ныне гораздо превосходнее, тонее и крепче нитки, которые одобрены ткацким мастером, и подает возможность ныне даже малолетним нашим ткачам, вместо прежних 3 или 4 аршин миткаля, вытыкать в день до 6 аршин, а от сего, натурально, возвысится впоследствии времени и цена ниток, в продажу назначенных.

Текст воспроизведен по изданию: Из истории машинного производства в России. Первоначальное техническое оборудование Александровской мануфактуры // Труды института науки и техники, сер. 1 (Архив истории науки и техники, Вып. 3). 1934

© текст - Цейтлин Е. А. 1934
© сетевая версия - Тhietmar. 2015
© OCR - Halgar Fenrirrsson. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Труды института науки и техники. 1934