ПИСЬМО Г. ИСКРЫ,

поданное графу Платону Александровичу Зубову 1794 года февраля 17 дня.

Сиятельнейший граф! Пореваемый ревностию услужить государям, предок мой полковник Искра намекнул про измену Мазепы; но за то имение и голову потерял, как шапку. В тот момент появилась и правда его; но голова — не картуз.

Государь, поправя ошибку, своею особою предал земле прах страдальца и наследникам возвратил его имение в Украине; после Украину отдал Полякам, а наследникам обещал дать в Малороссии; но те были тогда малолетны; пока возмужали, государь скончался. И тогда, и теперь, все равно, везде пишут, что наградить нас должно, по ничего не дают. Это древность, граф! [1567]

Я просился из военной в гарнизон, а меня отставили в чистую, словно как будто бы в то награждение, чтоб, за долговременную и беспорочную службу, околеть с голоду. А это граф, прошедшее.

Я сюда приехал, то из дружбы на облучку, то по нужде на долгих. Год места был в полсыта, а подъезжал на извощиках; другой и третий, пеший боролся с голодом; а теперь уже и премудрость не помогла, кроме разве Диогену в след идти: служить негде, а дома жить не у чего. Вот это настоящее, граф! Но то для вельможи не новизна, а для чувствительной души страдание.

Ваша преисполнена доброты: так помогите мне! Век времени, что правительствовавший Малой Россией, бывший Гетман и тамошний генерал-губернатор, а наконец и Сенат, за то отшедшее имение, присудили наградить нас; но и доднесь мы в чаянии будущих благ.

Доклад Сената два года лежал у г. Державина, хотя и последовала высочайшая резолюция о воздаянии нам; а теперь несколько месяцев лежит у г. Попова, которому Императрица именно и точно повелеть изволила: взять и доложить, — а я хлебаю завтраки.

Брат мой, тож маиор, под Анапою сделался без руки, а у меня хотя и они уцелели, но только для того разве, чтоб протягивать в такт, под визг: подайте Христа ради! и тогда, когда, в целое столетие, кров предков, пот и увечье потомков — не прерывная суть жертва ревности.

Сиятельнейший граф, ревнитель истины и у престола ходатайствующий о ней, заступи нас! Единое слово твое сделает больше, нежели столетие, а мы [1568] если незабвенны будем у вас, то вы незабвенны будете у Вседержителя. Благ бо муж щедрый, рог его вознесется во славу. Вашего Сиятельства всепокорнейший слуга Андрей Искра.

Текст воспроизведен по изданию: Письмо г. Искры, поданное графу Платону Александровичу Зубову 1794 года февраля 17 дня // Русский архив, № 9. 1869

© текст - Бартенев П. И. 1869
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Андреев-Попович И. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский архив. 1869