ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АРХИВЫ В МОСКВЕ.

Государственные Архивы, при Сенате, в Москве, суть следующие: I Разрядный, II Прежних дел и III Вотчинный.

I. Разрядный Архив. В Разрядном Архиве заключается, сколько богатое, столько же и разнообразное собрание исторических материалов: 1) о составе прежних военных сил России, смотрах, верстаньях поместными и денежными окладами, военных походах, наградах и издержках на содержание их; 2) о дворянских родах, выездах иностранцев в России; 3) о числе бояр, в разные годы составлявших Царскую думу или занимавших другие должности почетные и важные в государственном и военном управлениях, так равно и других чиновников военной и гражданской службы, не исключая и канцелярских служителей (подъячихъ, с объяснением получаемого каждым и жалованья н поместных [255] окладов; 4) записные книги представят древний быт наших Государей, их церемониальные выходы в праздничные и торжественные дни, путешествия в разные обители для поклонения чудотворным иконам и мощам святых угодников Греко-Российской церкви; в них же заключаются некоторые дела по местничеству, особенно при назначениях в разные церемонии и отправления службы во время больших царских столов; 5) документы бывшего Сибирского Приказа с подробным объяснением количества добывавшейся в прежние времена богатой мягкой рухляди; 6) дела Малороссийского Приказа содержат в себе производства, до сей страны относящиеся, и наконец 7) печатная контора заключает книги, в коих вписывались грамоты на пожалованные поместья, вотчины и другие награды. Разрядный Архив потерпел много при нашествии Французов.

II. Прежних дел. Хотя сей Архив не может равняться с Разрядным и Вотчинным, но также очень любопытен по документам, относящихся до Патриаршего Приказа, Патриаршего Разряда и Коллегии Экономии, в которых, так сказать, сосредоточены быт нашего черного и белого Духовенства, касательно их прав на недвижимые имения. Здесь хранится более 15-ти тысячь подлинных грамот, которыми наши Великие и Удельные Князья, потом Государи предоставляли Духовенству или совершению или частию недвижимые имения, давали разные льготы и привиллегии. В этом собрании много встречается судных грамот льготных, наказов, в коих помещены постановления до дел уголовных и гражданских, а также и до благочиния церковного относящиеся. Любопытный взгляд там невольно остановится на приходо-расходных книгах святейших Патриархов, а особенно на сих доходах келейной казне, домашней библиотеке и прочем. Дела Судного Приказа представляют опыты древней нашей юстиции по части уголовных [256] производств; дела бывшей Каммер - Коллегии показывают доходы и расходы Государства.

III. Вотчинный. Нет сомнения, что Архив поместных и вотчинных дел есть самый древнейший; ибо право на собственность относится к первым началам политического устройства России. Разные грамоты, судные дела, а особенно писцовые, отказные, дозорные и приправочные книги, служат этому ясным доказательством. Сколько можно судить из оставшихся после пожаров неприятельских нашествий дел и документов, видно, что они первоначально относились к поместной избе, а потом поместному приказу. Из писцовых книг, сохранившихся в целости в этом архиве, самая древнейшая есть 7043/1540 года. Нашествия на Россию Поляков, внутренние смятения во время самозванцев и междуцарствия уничтожили большую часть этих документов; по чему в царствование Царя Михаила Феодоровича посланы были писцы для дополнения недостающих писцовых дозорных и другого наименования книг. Вскоре после сего ужасный пожар случившийся в 7134/1626 году истребил большую часть Государственных Архивов, что побудило Правительство собрать из частных казенных архивов, находящихся в России, документы до недвижимой собственности относящиеся, а некоторые и вновь составить: и эти-то документы положили уже прочное основание праву на недвижимую собственность. Независимо от сего, дела Поместного Приказа, Вотчинной Коллегии и Вотчинного Департамента, Также сказки Генерального двора, а равно пергаментные книги о записке разных пошлин, служат дополнением к тому. Здесь кстати сказать о сказках Генерального двора, которые суть общее исчисление всех дворян, имевших заселенные недвижимые в 1702 году имения, то есть во время этой переписи: по сим сказкам значится, что в то время было Бояр, Окольничих, Думных Дворян и Думных Дьяков, и вообще так [257] называемых ближних людей 136 Фамилий, а лиц 330, вообще же дворянских фамилий 2984, лиц 15041.

Пергаментные книги были заведены по Высочайшему указу, 1765 года, к лучшему обеспечению прав на владения имениями; в них записывались вкратце решения Вотчинной Коллегии, с алфавитным порядком владельческих фамилий и их имений, то есть, сел, деревень и пустошей.

Архив Вотчинного Департамента разделяется на 5 частей: В первой части архива помещаются древнейшие подлинные писцовые, межевые, дозорные, отказные и другого наименования книги, разных городов Российской Империи; также подлинные указы, Поместному Приказу данные и Вотчинной Коллегии, журналы, протоколы, и вообще все то, что относится до внутреннего порядка означенных мест. В прочих четырех частях заключаются списки также с писцовых и другого наименования книг: равно все производства по спорам в землях и разборы по оным. Здесь дела хранятся по разделению в Департаментах в бывшей Вотчиной Коллегии и Вотчинной Конторе, из коих каждый имел в своем заведывании известное число городов и свой Архив. Это разделение дел осталось и по уничтожении Вотчинной Коллегии и ее Конторы.

Все то, что по архивам приведено было в порядок, со времени самого учреждения их, к крайнему сожалению, в 1812 году во время неприятельского нашествия на Москву было разрушено. Залыж, в коих они помещались, были обращены в казармы. Столбцы и дела, хранившиеся в оных, выброшены Французскими солдатами во рвы, где и находились до совершенного очищения Москвы от неприятелей, от чего многое истреблено, перебито, изорвано, подмочено и превращено в прах.

Вскоре по выходе неприятеля вытребовано было несколько десятков ратников, которые и собирали [258] помянутые документы под смотрением находившихся в архивах чиновников.

С 1813 года, по открытии Архивов, приступлено к разбору сих документов и составлению описей и алфавитов.

В 1835 году Министр Юстиции Дмитрий Васильевич Дашков, желая сделать Государственные Архивы более доступными каждому, учредил для сего особенный Комитет, дав ему в руководство утвержденное им 13-го Марта тогож года положение.

Согласно с означенным положением должны быть произведены Архивам трех родов описания. Первое должно содержать в себе a) исчисление всех хранящихся в Архивах документов чрез выставку на каждом из них общего №, времени составления документа и года царствования Государя, в который происходило производство, а равно и места, где было производство; b) объяснить содержание самого документа, книги или столбца его, ветхости и количество листов; c) показать: учинены ли оным описи и алфавиты или нет. Второе описание должно заключать в себе историческое изложение мест, которых документы хранятся в Архивах, равно и самых документов, с показанием их исторической важности. Третие описание должно уже вмещать в себе самое подробное извлечение из документов, т. е. объяснение имен и фамилий тех лиц, которых производились дела до них самих или их имений относящиеся, с объяснением в последнем случае местечек, селений, деревень, пустошей, лесу и прочего, в деле упоминаемого.

Комитет во все продолжение этого времени, т. е. с 1835 года по настоящее время старается о выполнении столь важного поручения; это дело тем важнее теперь, что специальное земель размежевание требует доступа к Архивам Вотчинного Департамента: владельцы [259] недвижимых имений должны иметь удовлетворительное сведение о принадлежащих им участках земель. Комитет, не смотря обширность труда, успел кончить описание первой степени Архивам Вотчинного Департамента, продолжая в то время и прочие занятия. Оказалось более 52000 документов; каждый столбец и несколько сот листов или аршин длины.

И. Иванов.

Текст воспроизведен по изданию: Государственные архивы в Москве // Москвитянин, № 3. 1841

© текст - Иванов И. 1841
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Андреев-Попович И. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Москвитянин. 1841