Арестант Василий Брягин.

1788.

В 1788 году, по распоряжению кабинета ее императорского величества, высланы были из Колыванских заводов на Нерчинские 4 преступника, бывшие горные работники, для употребления их в работы и содержания вместе с каторжными под строгим надзором, для «крепкого присмотра и без надлежащего надзирания никуда не отпускать (Предписание Кабинета Нерчинскому горному правлению от 20-го ноября 1788 г., за № 305. И. В.).

В числе высланных преступников в списке значится Василий Брягин, 32 лет от роду, с следующею отметкою: «штрафован был в 1774 г.: за воровство у Бергниера пожитков плетьми; у крестьянина овчинного тулупа — батожьем; из торговой лавки сапогов — плетьми и содержанием под караулом одну неделю; в 1776 году: за кражу разных пожитков — плетьми, я у крестьянина саней и войлока — батогами; в 1777 году: заполученную от невоздержности венерическую болезнь — батогами; в 1778г.: за воровство лошади — плетьми; в 1779 году: за покражу с лошади наборного хомута — кошками; в 1780 году: за воровство из лавки денег и товаров — гоняем шпиц-рутеном чрез тысячу человек восемь раз; в 1781 и 1782 г.: за побеги из службы, чинимые в оных у разных людей воровства, по заключенной в воинском суде сентенции, приговорен к наказанию кнутом, [87] вырезанию ноздрей и посылке в Томский завод в каторжную работу вечно; а по революции господина начальника заводов, по молодости его лет, наказание кнутом заменено полугодичным содержанием его под караулом скованного с употреблением в работу. За покражу у Бергниерова, Степанова и Завьялова денег и пожитков на 93 руб. 21 1/4 коп. (ассигнациями) и за побег из-под караула, по указу из кабинета ее императорского качества, от 17-го марта 1785 г., наказан прогнанием шпиц-рутеном чрез тысячу человек восемь раз, — и в рассуждении, что он находился уже и прежде в побегах и равных воровствах и за то наказан, однако же, в раскаяние оттого не пришел и поусился паки впасть в такие же преступления, чего ради, дабы восчувствовал он совершенную жестокость наказания, отослать в каторжную работу вечно в Нерчинские рудники».

Таким образом, Брягин был наказан одинадцать раз в продолжение девяти лет почти подъряд, получая наказание ежегодно, а в некоторые года по три (1774 г.) и по два раза (1776 г.). Рассматривая эту лестницу наказаний, не знаешь, чему более удивляться, жестокости-ли самых наказаний, налагающих телесное истязание а такую маловажную кражу, которая судится ныне мировом судом; выносливости-ли человеческой натуры, выдержавшей несколько раз наказание плетьми, батогами и кошками, вырезание ноздрей и прошедшей сквозь шестнадцать тысяч шпиц-рутен, или же, наконец, нравственному ожесточению, давшему силу вытерпеть все это и не прекратить преступных подвигов? Испробовав почти все бывшие в его распоряжении телесные наказания, сам суд терялся в изобретательности, как дать этой задеревенелой и неисправимой натуре «восчувствовать совершенную жестокость наказания», и не нашел ничего лучше, как сослать его вечно в каторжную работу. Неизвестно, чем кончил этот герой каторги.

После отмены телесных наказаний бесполезно говорить, что они вели только к физической загрубелости и нравственному ожесточению; но не лишним будет присовокупить, что вообще одна строгость наказания, без побочных исправительных средств, точно также и теперь, как сто лет тому назад, не достигнет надлежащей цели.

В. И. Власов.

Текст воспроизведен по изданию: Арестант Василий Брягин. 1788 // Русская старина, № 7. 1873

© текст - Власов В. И. 1873
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
©
OCR - Андреев-Попович И. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1873