ЧЕРТЫ ИЗ ЖИЗНИ ГРАФА АРАКЧЕЕВА.

(Воспоминания артиллерии генерал-майора Ник. Григ. Сигунова).

I.

Приехав в Петербург, по смерти Екатерины, император Павел тотчас же вытребовал к себе из Гатчины полковника Аракчеева. Аракчеев, получив приказание, немедленно прискакал в Петербург, как был, в одном мундире, не взявши с собою решительно никаких вещей и даже теплой одежды. При Екатерине, офицеры Гатчинского отряда никогда не допускались в Зимний дворец, и потому, не зная расположения комнат, Аракчеев насилу отыскал императора. Павел принял его очень милостиво, тотчас же произвел в генералы и назначил комендантом; наследник же престола, Александр Павлович, назначен Петербургским военным генерал-губернатором. Павел поставил их рядом, соединил их руки и сказал: «Будьте друзьями и помогайте мне». С этого момента началась дружба Аракчеева с будущим императором. Не имея при себе даже перемены белья, Аракчеев на следующий день обратился к своему новому другу и объяснил ему неудобство своего положения. Александр прислал ему собственную рубашку, которую Аракчеев сохранил во всю свою жизнь, и чрез 38 лет был в ней похоронен, согласно его завещанию. По смерти Александра I она лежала на столе в бывшем кабинете императора, в грузинском доме графа Аракчеева, в сафьянном футляре, и золотая тисненая надпись сообщала о дне, в который она была подарена графу, и завещание Аракчеева: быть в ней похороненным. [242]

II.

Вскоре по восшествии на престол, император Павел пожаловал Аракчееву и Архарову по 2500 душ крестьян с тем, чтобы они сами выбрали себе поместья. Несколько времени спустя, император спросил Аракчеева: где он выбирает себе имение? Аракчеев ответил, что он очень благодарен императору за его милости, и примет имение там, где ему угодно будет назначить. Павел отвечал, что он говорить вздор, и прибавил: «Впрочем, Архаров выбрал Грузино, а он промаху не даст; возьми ты себе Грузино, а он пусть поищет в другом месте». В том же 1796 году Аракчеев вступил во владение Грузином.

III.

Будучи восемью годами старше Александра I и притом телосложения и здоровья слабого, Аракчеев никак не думал перепить его, и потому в духовном завещании отказал все свое состояние государю. После 1825 года, он собирался изменить завещание и наследником своим хотел назначить Павла Васильевича Ильина, отец которого был самым искренним его другом. В 1821 году, Аракчеев выручил из большой беды Павла Васильевича, командовавшего тогда 1-ю гвардейскою батарейною ротою его императорского высочества. В Гатчине, во время похода из Петербурга в Вильну рота эта взбунтовалась. Я не знаю причины этого бунта; знаю только, что при усмирении его Ильин засек розгами до смерти фельдфебеля. Император Александр смотрел очень неблагосклонно на это дело, но Аракчеев сказал государю: «я нахожу, что Ильин не виноват; на его месте я поступил бы точно таким же образом». После того Ильин должен был только выдти в отставку.

Задумав назначить Ильина своим наследником, Аракчеев пригласил» его поселиться в Грузине, где Ильин и жил в течении двух лет между 1825 и 1830 годами.

(Дальнейший текст выпущен как выходящий за рамки сайта - Thietmar. 2017)

Текст воспроизведен по изданию: Черты из жизни графа Аракчеева. (Воспоминания артиллерии генерал-майора Ник. Григ. Сигунова) // Русская старина, № 1. 1870

© текст - Богданович М. И. 1870
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
© OCR - Андреев-Попович И. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1870