ПЕРЕПИСКА НА БЕРЕЗОВОЙ КОРЕ В КАМЧАТКЕ

в 1767-1768 гг.

В галлерее разных рукописных редкостей парижской национальной библиотеки находится под стеклом манускрипт, названный так: «Charte srusses ecrites sur l’ecorce de bouleau» (русские хартии, писанные на березовой коре). Естественно было русскому человеку заинтересоваться этими, так называемыми, хартиями. Библиотекарь достал их из витрины и предоставил мне рассмотреть их, прося сообщить библиотеке, их содержание. Оказалось, что это не хартии, что и следовало ожидать, а два отношения, писанные из верхнекамчатской приказной избы в большеретскую (рецкую?) канцелярию казачьим сотником Архипом Шелковниковым в 1767 из 1768 годах. Оба отношения писаны чернилами на березовой коре и, очевидно, писаны пером. Кусок коры, на которой писано отношение 1767 года, сложен вдвое в формате маленького листа почтовой бумаги. Отношение-же 1768 года написано на куске коры, величиною в полулист обыкновенной писчей бумаги, сложенной вдвое. Такой формат и до сих пор имеют в наших канцеляриях «неважные» бумаги. Отношение 1767 года написано очень неразборчиво, на второй странице чернила совсем выцвели, а вора стала совсем коричневою. Вследствие этого разобрать писанное в подробности нельзя. Если я приписываю это отношение сотнику Архипу Шелковникову, то это потому, что видно ясно, что оно писано из верхнекамчатской приказной избы, и почерк этого документа совершенно схож с подписью Шелковникова, хорошо сохранившеюся на втором отношении. По сохранившимся словам и фразам можно догадаться, что сотник получил, 10-го августа 1766 года, из большеретской канцелярии указ от 10-го июля за № 768, при котором был приложен указ [223] правительствующего сената, коим предписывалось представлять ежемесячные ведомости о количестве проданных «хлебных припасов и других наиценнейших товаров». Вероятно, он не исполнил этого требования и получил подтверждение, потому что он оправдывается тем, что в минувших июле и августе (1767 г.) этих припасов и товаров в продаже не имелось.

Второе отношение сохранилось очень хорошо и написано разборчиво. В нем Шелковников сообщает о покупке и отправке сладкой травы в нижнекамчатскую приказную избу для винокурения. Ниже я привожу это отношение целиком. Считаю нужным сделать от себя следующее замечание. Так как эти отношения писаны в разные годы и на них находится помета о занесении их в реестр, то они не представляют собою какого-либо исключения. Очевидно, в Камчатке, во второй половине XVIII века официальная переписка велась на березовой коре. Интересно также, что там умудрились гнать водку из какой-то сладкой травы, которая была не дешева, стоила три рубля за пуд. Вероятно, хлеб был еще дороже; его помещали на ряду с «наиценнейшими» товарами.

Как попали эти любопытные произведения камчатских канцелярий в парижскую национальную библиотеку? Известно только, что они доставлены капитаном Дюпти-Туаром (Dupetit Thouars), но как они попали к нему в руки и кто такой он был сам, я не мог узнать.

Вот точная копия отношения, писанного в 1768 году с сохранением правописания.

___________________________

«В Камчатскую Болшеретскую Канцелярию из Верхнекамчатской приказной избы. Репорт.

Ея Императорского Величества искамчатской Болшеретской канцелярии указ майя 30 числа сего 768 года под № 509 оботпуске в нижну Приказну избу сладкой травы котпущенной напредь осел вту приказну избу сту пятидесяти еще ста пятидесят пуд втребуемое отоль трех сотное число пудов искупя здесь уразных людей сторгу вздешней приказной избе сего июня 16 дня получен: а по справке вздешней Приказной избе оказалось, минувшего майя 6 числа сего года по силе указов искамчатской Болшеретской канцелярии опущено осюд внижне камчатскую приказну избу создешним казаком Савои дудынином на винное курение сладкой травы кпрежде рпущенной сту пятидесят пудам; тож число аимянно переверенной из авачинской гавани сто пуд по три рубли пуд на триста рублев покупкой здесь сего года пятидесят пуд [224] по три рубли по восмидесят копеек пуд на стодевяносто рублев итого сто пятидесят пуд на четыреста девяносто рублев за которую траву днги обявленное число четыреста девяносто рублев из нижней Приказной избы стемже казаком дудыниным присланы и вприход записаны, а понеже за вышеписанным последним внижну приказну избу опуском оставалось здесь сладкой травы пятдесят восемь пуд сфунтами, ибо более оной травы здесь вверхнем остроге необыскалось и для того внижну Приказну избу о том минувшего майя 22 дня сообщением знать дано.

Казачей Сотник Архип Шелковников.

Июня 18 дня 1768 года.

Копеист Мартын........» (фамилия написана неразборчиво и выцвела).

На первой странице отношения сверху есть помета: «№ 358. Получено 7 июля записая…..». Дальше разобрать нельзя.  —  На полях на второй странице против слов «по три рубли повосьмидесять копеек» поставлен «№ 222», неизвестно к чему относящийся.

Сообщ. Г. Афанасьев.

Париж.
5 января 1889 г.

Текст воспроизведен по изданию: Переписка на березовой коре в Камчатке в 1767-1768 гг. // Русская старина, № 10. 1891

© текст - Афанасьев Г. 1891
© сетевая версия - Тhietmar. 2019

© OCR - Андреев-Попович И. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1891