Участие Екатерины II в семейном деле графа К. Г. Разумовского.

В 1775 году — рассказывает А. А. Васильчиков в своем труде «Семейство Разумовских» — любимая дочь фельдмаршала графа Кирилы Григорьевича Разумовского, графиня Елизавета бежала из дворца с графом Петром Федоровичем Апраксиным, человеком, пользовавшимся весьма плохою репутациею и к тому же уже женатым. Поведение дочери сильно огорчило отца, и он прекратил всякие с нею сношения. Говорит, что раздраженный отец явился к государыне и возвратить ей фрейлинский шифр дочери, объявляя, что дочь его уже не достойна носить пожалованный императрицею знак отличия. Однако, благодаря вмешательству Екатерины, дело было улажено, брак узаконен, и Кирил Григорьевич простил своей провинившейся любимице ("Семейство Разумовских”, т. I, Спб. 1880, стр. 349-350.).

В распоряжении редакции «Русской Старины» имеются три поданные документа, относящиеся к этому эпизоду, именно: всеподданнейшее прошение графа К. Г. Разумовского, черновой собственноручный ответ Екатерины II на его прошение и черновое же собственноручное письмо государыни к фельдмаршалу князю А. М. Голицыну, бывшему в то время главнокомандующим в столице.

Из этих документов видно, что в июле 1774 года (а не в 1775 году, как говорится в вышеприведенной выписке из труда А. А. Васильчикова) граф К. Г. Разумовский письменно обратился к императрице Екатерине с просьбою не только лишить дочь фрейлинского шифра, но и постричь ее в монашество, а также подвергнуть наказанию и графа Апраксина. Государыня исполнила просьбу графа Разумовского, но только не изъявила согласия на пострижение графини [66] Елизаветы Кирилловны в монахини, в виду ее молодости (ей шел тогда двадцать пятый год) и принимая во внимание, что, по законам, женщин нельзя постригать в монашество ранее достижения ими сорокалетнего возраста.

Впоследствии брак графа П. Ф. Апраксина с графинею Разумовского был узаконен. Первая же его жена, графиня Анна Павловна, рожденная графиня Ягужинская, постриглась в монахини; она скончалась в 1801 году.


1. Всеподданнейшее прошение графа К. Г. Разумовского.

Всемилостивейшая государыня!

Известная любовь дочери моей Елисаветы с графом Петром Апраксиным около четырех лет меня огорчала и делала позор публике. Сколько я ни старался ее от сей пагубной страсти отводить и угрозами, и советами, и подсылая братьев и сестер, чтоб ее отвлекали; но Апраксин столько ее в свои коварные сети уловил, что все и мои и фамилии моей предприятия были тщетны и бесполезны к избавлению ее; наконец, она, забыв страх и стыд и удовлетворяя скотским желаниям своего любовника, и обеременела, что и родня и публика приметила, и сама она призналась, о чем почел за долг донесть вашему императорскому величеству.

После такого ее скверного поведения и несносного удара, мне ею нанесенного, не могу я ей дать места ни в сердце моем, ни в достоянии с прочими детьми моими, ни в чем передо мною не погрешившими, вследствие чего исключаю ее от того и другого. Прибегаю к вашему императорскому величеству и, пал к освященным стопам вашим, всенижайше прошу по разрешении ее от бремени повелеть взять из дому моего, сослать в отдаленный от двух резиденций монастырь и постричь, или избрать по строгости законов другой род наказания, соответствующего сему поносному ее поступку. Сия высочайшая вашего императорского величества милость будет мне, оскорбленному отцу, с фамилиею моею великим утешением.

Что же касается до коварного льстеца и содетеля несчастия ее вышеупоминаемого Апраксина, то яко оный обругал фрелину вашу, употребя к скотским своим забавам посредством двор вашего императорского величества, такое освященное место, которое почитается хранилищем и защищением чести и невинности, и где ни око родительское, ни власть их не нужны, ибо он, по собственному ее [67] признанию, увозил через целую зиму на своем экипаже всякий раз, что она дежурила; то уповаю, что правосудие вашего императорского величества не оставит такого дерзновенного поступка без достойного истязания.

Всемилостивейшая государыня! вашего императорского величества, всеподданнейший раб граф Кирила Разумовский.

Июля 5-го дня
1774-го году.

2. Ответ императрицы Екатерины II на прошение графа К. Г. Разумовского.

Ответ.

Всякой отец совершенную волю имеет с детьми своими поступить, как заблагоразсудит, в чем и я препятствовать никому не могу и не буду, а только прошу графа Разумовского, чтоб он дочь свою не постриг, ибо по молодым ее летам я рассуждаю, что cиe жестоко и законом противно, до сорока лет женщин не постригают. Дабы же дочь его по его просьбе мною наказана была, то от, сего числа я ее исключаю из числа придворных моих фрелин и имя мое, которое она носила, от ней взять велю, а по разрешении ее какое граф Разумовский от меня будет требовать определенье или помочь, дать велю, лишь бы сходственно было с человеколюбием.

Что же касается до графа Апраксина, то накажу его тем, что запрещу ему казаться как при дворе, так и в публике, и везде тут, где встретиться может со двором или домом графа Разумовского, а за бесчестье, учиненное двору, велю его запереть на полгода в крепость, или на три (пропущено: месяца) в цухтгаус ревельской, или на год в Свирской монастырь, чего сам изберет.

3. Письмо императрицы Екатерины II к князю А. М. Голицыну.

Князь Александр Михайлович.

Как приедете в город, то пошлите по графа Петра Федоровича Апраксина и объявите ему моим именем, что по причине той, что он столь бесчестно и бессовестно поступил с графинею Елизаветою Кириловною Разумовской и к тому употреблял время, когда она слылась дневальной при дворе, и следовательно в таком месте, где и отцовская власть силы не имеет, то в сатисфакцию как двору [68] моему, так и равно оскорбленного дома фельдмаршала графа Разумовского, который о сем чрез письмо мне (меня) просил, даю ему выбрать из трех одно: или быть заключен в ревельской цухтггауз три месяци, или в здешной крепости шесть месяци, или год под началом в Свирской монастырь, по прошествии которого сроку запрещается ему двор и казаться во всех тех местах, где может встречаться с домом графа Разумовского; и чего он выберет, вы его тот же час туда под караулом туда и отправьте, к чему прилагаю здесь нужные повеления для приема его во всех трех местах.

Текст воспроизведен по изданию: Участие Екатерины II в семейном деле графа К. Г. Разумовского // Русская старина, № 10. 1903

© текст - ??. 1903
© сетевая версия - Тhietmar. 2016

© OCR - Станкевич К. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1903