№ 559

Между 20 февраля и 20 марта 1774 г — Письмо Е. И. Пугачева к жене У. П. Пугачевой (Кузнецовой)

(Датировано периодом, в течение которого Е. И. Пугачев находился в отъезде из Яицкого городка, где жила У. П. Пугачева.)

Всеавгустейшей, державнейшей, великой государыне, императрице Устинье Петровне 1, любезнейшей супруге моей, радоватися желаю на нещетные леты!

О здешнем состоянии ни о чем другом к сведению вашему донесть не нахожу: по сие течения со всею армиею все благополучно. Напротиву того, я от вас всегда известнаго получения ежедневно слышить и видить писанием желаю. При сем послано (Зачеркнуто: с подателем сего.) от двора моего (Зачеркнуто: казаком послано.) с подателем сего казаком Кузьмою Фофановым 2 сундуков (Зачеркнуто: которые по получению.) за замками и за собственными моими печатъми, которыя по получению вам, что в них есть, не отмыкать и поставить к себе в залы (Зачеркнуто: под караул.) до моего императорскаго величества прибытия. А фурман один, которой с ним же, Фофановым, посылается (Зачеркнуто: вам.), повелеваю вам, розпечатов, и, что в нем имеется (Зачеркнуто: по описи состоит, розпечатав.), приняв на свое смотрение. Да при сем десить бочак вина с ним же, Фофановым, посылается. О чем, по получению сего, имеете принять и в крайнем смотрении содержитъ. А сверх сего, что послано съестных припасов, тому при сем предлагается точной регистр.

В протчем, донеся вам, любезная моя иператрица, и остаюся я (Зачеркнуто: при армии.), великий государь (На поле приписано: в Замолелив (?).).

ЦГАДА, ф. 6, д. 418, л. 17.— Отпуск.

Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. I, док. № 262.


Комментарии

Документ был обнаружен в Бердской слободе под Оренбургом в доме казака Ситникова, являвшемся “дворцом” Пугачева. Там же были найдены и так называемые автографы Пугачева (Р. В. Овчинников. Автографы Пугачева.—“Вопросы архивоведения”, 1960, № 1).

У. П. Пугачева (Кузнецова) свидетельствовала на допросе, что она довольно часто переписывалась с Пугачевым, а письма ей (из-за ее неграмотности) писал казачий малолеток Алексей Бошенятов; они скреплялись подписью: “Царица и государыня Устинья”. К сожалению, письма Устиньи и ответные послания Пугачева (кроме публикуемого здесь письма) не сохранились. Возможно, что эти документы находились в доме Толкачевых в Яицком городке (где был “дворец” Устиньи), там при перекладке печи “нашли целую связку старинных бумаг”, которая, однако, вскоре исчезла (В. Г. Короленко. У казаков. Из летней поездки по Уралу.— Полн. собр. соч., т. VI. СПб., 1914, стр. 154).

1 Пугачева (Кузнецова) Устинья Петровна (1757—ок. 1805), яицкая казачка, вторая жена Пугачева, была арестована 15 апреля 1774 г., содержалась под следствием в Оренбургской и Казанской секретных комиссиях, а с ноября 1774 г. в Тайной экспедиции Сената в Москве. В 1775 г. по приговору Сената была сослана вместе с первой семьей Пугачева (жена Софья Дмитриевна, сын Трофим, дочери Христина и Аграфена) в Кексгольмскую крепость на Ладожском озере, где в находилась до конца жизни.

2 Фофанов Кузьма Иванович (1727—1804), яицкий казак, примкнул к восстанию в сентябре 1774 г., по приговору Сената сослан в Эстляндскую губернию, умер на поселении в Пернове (Пярну) 29 июня 1804 г. (Г. В. Лосенкова. Документы о пребывании в Эстонии некоторых участников Крестьянской войны 1773— 1775 годов в России.— “Советские архивы”, 1973, № 3, стр. 66—70).