№ 423

9 апреля 1774 г.— Наставление атамана И. Н. Белобородова полковнику Бахтиару Канкаеву о пополнении отрядов в Кунгурском уезде и соединении с главным войском

Из государственного военного корпуса от находящегося в башкирской деревне Верхник Кигах 1 походного войсковаго старшего атамана Ивана Белобородова мещерскому старшине Бахтияру Каникаеву 2, сотникам Юсупу Унасову, Абкариму Касякаеву 3, писарю Исмаилу Иманову

Наставление

Во исполнение присланного из Государственной военной коллегии на имя мое, Белобородова, указа, пущенного из оной от 4-го 4, полученного в реченной деревне чрез нарочную почту 9-го числ сего апреля, повелено для укомплектования и распространения корпуса его величества собрать русской, башкирской и черемиской его величества команды многотысячное число человек, коя и препоручена мне, Белобородову, для отправления в Главную армию, дабы от недоброжелателей общаго покоя могло произотти в том всякое благополучие и тишина. В таком случае тебе, старшине Каникаеву с товарищи, даетца сие наставление в нижеследующем образе.

В силу вышеписанного Государственной военной коллегии указа следовать вам в Кунгурской уезд и о сем объявите тамощних окольных жительств обывателям — русским, башкирским и черемиским с тем, чтоб они, кои добраго состояния, собрались к вам в команду без малейшаго замедления со всем конным прибором и орудием, со обнадеживанием таковым, что они от его величества за ревность имеют получить достойную похвалу и без подлежащего удовольствия остатца не могут. А напротив того за непослушание поступлено будет по всей строгости законов неотменно и политической смерти не избегнут без всякой пощады.

И когда вам те люди собраны будут, в таком случае оных привесть ко [291] мне, где я буду обретатца, без замедления. Междо же тем, следуя ис того Кунгурского уезда, имеющуюся под твоим ведением команду, колико оной соберетца, только ни единого человека не оставляя под смертною казнию, совокупя с показанной, весть же ко мне 5. У которых естли обыщутца хорошие лошади, а казаков в команде не будет, у таковых тех лошадей обирать з запискою; также и какое орудие обыщетца, потому ж брать. Будучи ж тебе, старшине Каникаеву с товарищи, за тем порученным делом, обид и налог не иметь, опасаясь за то смертной казни неминуемо. И по сему учинить по всей строгости его величества законов неотменно.

Апреля 9-го числа 1774 года.

Походный атаман Иван Белобородов.

Повытчик Сергей Швецов.

ЦГАДА, ф. 6, д. 429, л. 19 и об.— Подлинник.

Оригинал наставления на татарском языке там же, л. 20 и об.

Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. I, док. № 77.


Комментарии

Документ извлечен из бумаг походной канцелярии полковника Бахтиара Канкаева (см. примечания к док. № 24, 35, 75). Наставление атаман И. Н. Белобородов лично вручил Бахтиару Канкаеву в деревне Верхние Киги, который был отправлен в Кунгурский уезд.

1 Деревня Верхние Киги находилась на реке Киги (правый приток реки Ай) в 100 верстах к юго-востоку от Красноуфимска и в 70 верстах к северо-западу от Саткинского завода.

2 О Бахтиаре Канкаеве см. примечания к док. № 463.

3 Абдулкарим Кусекаев — см. о нем примечания к док. № 24.

4 Указ Военной коллегии от 4 апреля 1774 г. не обнаружен. Важно отметить, что Пугачев и Военная коллегия всего через три дня после тяжелого поражения повстанцев в битве 1 апреля под Сакмарским городком приступили к формированию нового повстанческого войска на Южном Урале и в Прикамье, опираясь на уцелевшие очаги движения в этих районах, в том числе и на отряд Белобородова.

5 О действиях Бахтиара Канкаева по выполнению этого и других предписаний Белобородова см. док. № 464 и примечания к нему.