№ 397

12 февраля 1774 г.— Объявление атамана уйских казаков-повстанцев А. Малявкина гарнизону и населению Карагайской крепости с призывом покориться войскам Е. И. Пугачева

Объявление

Может статься в таковых местах, где состоящею его императорскаго величества армиею не только по всей одной Оренбургской губернии, но и в Казанской также вступлено уже, и в Сибирскую губернию по склонности уже многих городов крепостей, слобод и заводов, и за атакование протчих мест и за пресечением в злодейском непокорении дорог, неизвестно вам о склоненных местах, то объявляется, что в Ысецкой провинции обращающагося от его императорскаго величества и под главною при господине полковнике Иване Никифоровиче [276] Грязнове 1 командою армией оружейных в походех в числе пятнадцети тысащ казаков, також многом числе пушек, бомб и мартир и единорогов город Челябинск склонялся в подданство его императорскому величеству 8-го февраля 2 со всеми крепостьми и уездом. Також в Сибирской губернии армией же в числе двенатцети тысяч склонился город Екатеринбург со всем же уеэдом и заводами 10-го февраля 3. А в Казанской губернии армией же склонены все места и теперь под Кунгуром стоит армии пятнатцать тысящ, а под Уфой при его сиятельстве графе Чернышеве (И. Н. Зарубин-Чика.) осмнатцать тысяч 4, а под Оренбургом при самом его императорском величестве сто дватцать семь тысяч 5. Только как Оренбург, так и Уфа хранятся от пушечной разбивки для соблюдения черни. И многие командиры салдатство и казаки выехали в армию его величества сами.

А здесь, по линейным крепостям, выступим по всем, армия ж его величества. А Троицкая, Степная, Магнитная и Звериноголовская уже атакованы. А под Карагайскою и Петропавловскою крепостьми от прошедшей же армия объявляетца с манифесту его величества экземпляр6, а увещеваетца о склонности. Ежели вы были прежде сомнительными от башкирцев, то за доброжелательную склонность руские от сей армии вас защитят и обиды никакой не будет, а для того приклониться вам самим со артилерией и оружием в верность его величеству без боевого супротивления. А буде вы от какого зловреднаго в народе возмутителя окажитесь непокорными, то в силу указу его величества поступлено будет без всякого сожеления по строгости военного поступка.

ЦГАДА, ф. 1100, д. 7, лл. 152 об.—153 об.—Копия.


Комментарии

Объявление атамана А. Малявкина было направлено 12 февраля в Карагайскую крепость священнику Г. Васильеву с таким сопроводительным письмом: “Честнейший отец, иерей Герасим Васильевич! Желаю вам много лет здравствовать и прошу вашего благословения. Ваш брат Алексей Малявкин своеручно написал. Только без всякого сумнения склоняйся” (ЦГАДА, ф. 1100, д. 7, л. 153 об.). В тот же день объявление было послано комендантом Карагайской крепости полковником И. М. фон Фоком коменданту Верхнеяицкой крепости полковнику Е. А. Ступишину, а он отправил его 28 февлаля 1774 г. оренбургскому губернатору И. А. Рейнсдорпу (там же, л. 151).

Слухи о мнимых успехах Е. И. Пугачева (взятие Екатеринбурга и всех городов и селений в Казанской губернии) и преувеличенные данные о численности повстанческих отрядов под Оренбургом, Уфой и Кунгуром, сообщаемые в воззвании атамана А. Малявкина, были рассчитаны на дезинформацию властей и гарнизона осажденной Карагайской крепости и на склонение их к капитуляции повстанцам.

1 Об И. Н. Грязнове см. примечания к док. № 390.

2 Сведения о взятии Челябинска отрядами Грязнова 8 февраля 1774 г.— достоверны.

3 Екатеринбург не был взят повстанцами, но отдельные заводы в его окрестностях (Уткинский, Шайтанские и др.) были захвачены отрядами атамана И. Н. Белобородова.

4 Сведения о численности отрядов атамана И. Н. Зарубина-Чики под Уфой (18 тыс. человек) соответствуют действительности.

5 Данные о численности войска Пугачева под Оренбургом (127 тыс. человек) завышены, по крайней мере, в 4 раза.

6 Речь идет о манифесте Пугачева от 2 декабря 1773 г. (см. док. № 23 и примечания к нему).