№ 392

9 января 1774 г. — Письмо полковника И. Н. Грязнова о Исетскую провинциальную канцелярию с предложением сдать Челябинск без кровопролития, направив делегатов для переговоров

(Датировано по экстракту Исетской провинциальной канцелярии, где сообщается о получении письма в Челябинске 9 января 1774 г. (ЦГАДА, ф. 6, д. 504, ч. II, лл. 458 об,— 459).)

Разсмотрение нами чинено, и по разсмотрении сия ваша бумашка 1 посылается обратно. Из манифеста ж усматривается, якобы государь наш церкви разорял и протчие чинил непорядки. О таковых непорядках написанных мы не ныне уже известны, что написано напрасно, и персонально с государем было говорено. Вы ж, не видя, называете Емельяном Пугачевым, а мы, видя, и свидетельствовали.

Как дерзнуть можем! Да уже и печатовать более ко увещеванию Гришак-Ростриг, видно, не находят. Да и вы не дураки ли: Дмитрий царевич был весьма малолетен, а Гришка назвался уже взрослым; почему ж было можно опознать ево? Как наш батюшка, всемилостивейший государь, уже не малых лет принимать изволил Россию; следственно, кого б я видал прежде, но и на всех послатца могу, что узнаю чрез дватцать лет, нежели чрез одиннатцать 2.

И так, естли отыщутся у вас благоразумные люди, разсудить могут, что и узнать можно. Так вы лихо не подумайте тово, что дворяня привыкли всею Россиею ворочать, как скотом, но ища и хуже почитают собак, а притом без малых жить не привыкли. А государь все то от них тогда отобрать изволил, так чрез то дворяня умыслили написать хулу, а признали быть за лутчее владеть Россиею сами и всеми угодными или угодностями.

И для того благоволите город здать без всякаго напраснаго православным кровопролития. Естли же вы так отдаться не согласны, дать нам вскоре знать, ныне же чрез два часа присылкою нарочнаго не умедлить. Вы думайте и опасайтесь прислать человека, так не извольте сумневатца. Мы не таковых сердец, как вы: нашева удерживаите. Естли же своего жаль, выслать нашева, и для того немедленно дайте знать, или знатную от ваших персону для хотя переговорки. Право, пустим обратно.

Над текстом: Разсмотря сие все со обстоятельством, дать знать городу.

ЦГАДА, ф. 6, д. 504, ч. II, лл. 465—466 об.— Подлинник.

Опубл. по неисправной копии (ЦГАДА, ф. 6, д. 512, ч. II, лл. 22 об.— 23) в сб. “Пугачевщина”, т. I, док. № 71.


Комментарии

1 “Бумашка”, о которой идет речь, это манифест Екатерины II от 29 ноября 1773 г., изданный в связи с назначением А. И. Бибикова командующим карательными войсками правительства, направленными против Пугачева и его сподвижников. Печатный экземпляр манифеста был отправлен Исетской провинциальной канцелярией в лагерь И. Н. Грязнова 9 января 1774 г. В ответ Грязнов послал в Челябинск печатаемое письмо, в котором, как отмечала Исетская провинциальная канцелярия, повстанцы “с немалою хулою и воровским уважением” отозвались о манифесте Екатерины II.

2 Этот раздел письма Грязнова содержит критику манифеста Екатерины II, уподобляющего Пугачева самозванцу Лжедмитрию I — Григорию Отрепьеву: “Беглый с Дону казак Емельян Пугачев, скитавшейся пред сим в Польше, по примеру прежнего государственного злодея и предателя Гришки Расстриги, отважившись, даже без всякого подобия и вероятности, взять на себя имя покойного императора” (“Чтения ОИДР”, 1860, кн. II, стр. 72). При обсуждении манифеста на заседании Государственного совета 28 ноября 1773 г. З. Г. Чернышев и Г. Г. Орлов возражали против сравнения Пугачева с Лжедмитрием I, заявляя, что при Лжедмитрии “все государство было в смятении, а ныне одна только чернь, да и то в одном месте; такое сравнение может привести на память столь неприятное происшествие и возгордить мятежников” (“Архив Государственного совета”, т. I. Спб., 1869, стр. 443—444).