№ 390

8 января 1774 г.— Письмо полковника повстанцев И. Н. Грязнова товарищу воеводы Исетской провинции В. И. Свербееву с призывом прекратить сопротивление и сдать Челябинск войскам Е. И. Пугачева

Высокоблагородный и высокопочтенный господин коллежский ассесор и пример-майор Василей Иванович Свербеев.

Я во удивление прихожу, что так напрасно закоснели сердца человеческие и не приходят в чуство, а паче не иное что, как делают раззорение православным християном и проливают кровь неповинно, а паче называют премилосердощедраго государя и отца отечества великаго императора Петра Федоровича бродягою донским казаком Пугачевым. Вы ж думаете, что одна Исецкая правинцыя имеет в себе разум, а протчих почитая за ничто, или, словом сказать, за скот. Поверь, любезной, ошиблись! Да и ошибаются многие, не зная, конечно, ни силы, ни писания. Естли б мы нашего премилосердаго отца отечества великаго государя были не самовидцы, то б и мы в сумнении были. Верь, душа моя, безсумнено, что верно и действительно наш государь-батюшка сам истенной. а не самозванец.

Что ж за прибыль быть православным христианам в междуусобии и бранех и проливать кровь неповинных? И за что ваш господин воевода (А. П. Веревкин.) с артилерискою командою взялся вернейших государю слуг приводить в раззорение?

Пожалуй, зделай себя счасливым, прикажи чтобы без всякаго кровопролития зделать и крови напрасно не проливать. Естли же после сего последняго до вас увещания в склонность не придете, то, обещаюсь богом, подвигну мои, вверенные от его императорскаго величества, войска и уже тогда никаковой пощады ждать вам надеяться не предвижу ог мала и до велика. Прошу, яко брата, уговорить. Вас же, естли сие зделаете, обещеваю вам пред богом живот, а не смерть; закоснелым же, что не придет в чювство, после сего ожидать благополучия нe остается. Разве мы не сыны церкве божией? Опомнитесь други и братьи о бозе. Затем, скратя, окончиваю сим и остаюсь при армии, посланной от его императорскаго величества главной армии полковник Иван Грязнов 1.

Генваря 8 дня 1774 году (Далее следует зачеркнутый текст: Любезные чада и братия! Подумайте, неверные., государя своего опознали мы. Познать не смеем бутто нас достать нельзя будет с тем, чтоб спросить о государе сведение.).

Над текстом: Подано генваря 8 дня 1774 году.

ЦГАДА, ф. 6, д. 504, ч. II, лл. 461—462 об.— Подлинник.

Опубл. по неисправной копии (ЦГАДА, ф. 6, д. 512, ч. II, л. 20 и об.) в сб. “Пугачевщина”, т. I, док. № 69.


Комментарии

В разработке идейной платформы Крестьянской войны, помимо Е. И. Пугачева и его Военной коллегии, широкое участие принимали и другие предводители восставших, требования которых в отдельных случаях шли гораздо дальше самых радикальных положений пугачевских манифестов. Пример тому воззвания полковника И. Н. Грязиова. Его воззвания 8—9 января 1774 г. к властям и населению осажденного Челябинска (док. № 390—392) являются одним из самых ярких антифеодальных документов начального этапа Крестьянской войны. Грязнов выступил с требованием ликвидации режима феодальной эксплуатации — ига рабства (“ига работы”), изнуряющего горнозаводских и помещичьих крестьян и уничтожения дворянства и заводчиков как конкретных носителей социального угнетения крестьянства в помещичьих имениях и на заводах. Касаясь положения крестьянства в России, Грязнов писал, что дворяне, владеющие крестьянами, содержат их не по-христиански и почитают хуже собак своих, “с которыми гоняли за зайцами”, а заводчики “завели премножество заводов, и так крестьян работою утрудили, что и в ссылках тово никогда не бывало, да и нет”. В воззваниях Грязнова был поставлен и обоснованно разрешен вопрос о законности и справедливости освободительной борьбы народа в Крестьянской войне.

Ю. А. Лимонов в очерке “Иван Грязнов и Григорий Туманов” утверждает, что автором посланий в Челябинск был не Грязнов, а, вероятнее всего, другой видный предводитель повстанческого движения на Южном Урале — атаман Г. Туманов (Ю. А. Лимонов, В. В. Мавродин, В. М. Панеях. Пугачев и пугачевцы. Л., 1974, стр. 126—127). Ошибочность этого утверждения устанавливается при обращении к показаниям пугачевца С. И. Телегина на допросе в Оренбургской секретной комиссии. Телегин заявил, что он набело переписывал послания Грязнова в Челябинск с черновиков, составленных самим Грязновым, который, следовательно, и является автором этих документов (ЦГАДА, ф. 349, д. 7309, л. 150).

Послания Грязнова в осажденный его отрядами Челябинск (док. № 390—392) сохранились в нескольких экземплярах; оригиналы воевода Исетской провинции А. П. Веревкин отправил в Сенат 18 января 1774 г. (ЦГАДА, ф. 6, д. 504, ч. II, лл. 454—455 об.). Копии посланий Грязнова от 8 января 1774 г. были направлены Веревкиным И января 1774 г. генерал-поручику И. А. Деколонгу и сохранились в бумагах его военно-походной канцелярии (ЦГАДА, ф. 6, д. 627, ч. X, лл. 160 и об., 161 и об.); напечатаны И. А. Дмитриевым-Мамоновым в кн. “Пугачевский бунт в Зауралье и Сибири” (СПб., 1907, стр. 43—44). Другие экземпляры копий посланий Грязнова были приложены к рапорту Веревкина генерал-аншефу А. И. Бибикову 18 января 1774 г. (ЦГАДА, ф. 6, д. 485, лл. 152 и об., 153 и об., 154 и об.); напечатаны в “Русской старине” (1875, № 6, стр. 272—276). Третьи экземпляры двух первых посланий Грязнова были приложены к донесению Бибикова Екатерине II 15 февраля 1774 г. и вошли в материалы следствия по делу Пугачева и его сподвижников (ЦГАДА, ф. 6, д. 512, ч. II, лл. 20 и об., 21—23).

В данном сборнике все три послания Грязнова впервые воспроизводятся по подлинникам.

Послания Грязнова от 8 января 1774 г. (док. № 390, 391) были в тот же день доставлены в Челябинск крестьянином Воскресенского завода Микеровым. На допросе 14 января 1774 г. он сообщил, что оба письма были написаны Грязновым в деревне Малышевой под Челябинском (ЦГАДА, ф. 6, д. 627, ч. X, лл. 378— 381). Микеров был приговорен к каторжным работам.

1 Грязнов Иван Никифорович (1725—1774), выходец из симбирских купцов, разорившись, работал по вольному найму на уральских заводах. Примкнул к Пугачевскому движению в октябре 1773 г., захватил Воскресенский, Катав-Ивановский, Саткинский, Златоустовский заводы, село Кундравинское, Чебаркульскую крепость, а 8 января 1774 г. подступил к Челябинску, но 10 января отошел к Златоустовскому заводу, где приступил к собиранию большого повстанческого войска для осады Челябинска. 8 февраля 1774 г. отряды Грязнова вошли в Челябинск, оставленный накануне местным гарнизоном и войсками генерал-поручика И. А. Деколонга. В начале марта 1774 г. Грязнов с частью отрядов, захватив большую денежную казну, отправился под Оренбург к Пугачеву. В составе войска Пугачева проделал поход от Оренбурга к Белорецкому заводу и далее, через Магнитную и Троицкую крепости, Красноуфимск и Осу, к Казани, командуя Исетским (Грязновским) полком; погиб в боях под Казанью 12—15 июля 1774 г. Биографические сведения о Грязнове см. в кн.: Ю. А. Лимонов, В. В. Мавродин, В. М. Панеях. Пугачев и его сподвижники. М.—Л., 1965, стр. 91—104 (в работе нет данных о боевой деятельности Грязнова после ухода из-под Челябинска к Оренбургу).