№ 384

30 марта 1774 г.— Письмо атамана С. П. Волкова и есаула В. М. Завьялова управителям Ижевского и Воткинского казенных заводов И. Я. Алымову и А. С. Клепикову с предложением остановить наступление карательных команд

Ижевскаго и Воткинскаго казенных заводов управителям Ивану Ялымову и Алексею Клепикову из Рожественской заводской канторы.

Хотя напредь сего до вас казака Василья Колесова 1 и посылали с письменным известием, притом изданного от его императорскаго величесва указу копию вам предъявляли, на что вы нас письменным известием ничем не объявили, да и казака Колесова куда отсылкою отослали, или при том Воткинском заводе,— и того ничего не известно. А мы ваших, хотя по приводе под караулом Шмотиной каманды 2 и держали, токмо с обратом в домы их отпустили. А и посланной наш Колесов — в чем виновен,— под караул садить и отсылать не подлежало б. А письменным известием друг друга уведомлять надо по нынешнему смешанию, как не в одном здесь месте, но и в других того довольно, а только все зделаетца и без нашей драки и смертного убивства протчими местами.

Уведомились мы чрез крестьян, что вы, господин Ялымов, прибыли из города Казани. И какое вам ис Казанской губернской канцелярии наставление дано, чтоб к приклонению по-прежнему, просим нас письменным известием не оставить, да и с наставления или указу прислать копию. А мы, истинно вас сожалея, пишем и слышим подлинно, что под Оренбург шли для переговорки и познания государя императора Петра Феодоровича полки, которые, пришед, и познали и склонились и, вшед как в город Оренбург, и потом ожидают с часу на час под город Уфу и в протчия крепости 3. А нам промежду собой что делать распрю? И слышим мы, что угрожаете смертным убивством и обрать имение, а домы выжечь. Только вы думаете у вас руки, а у нас бутто крюки. Так же и у нас про вашу братью гостинцов довольно. Однако спорить и вступать в чужие места не для чего, а остатца надо всякому в своих местах, как и прежде находились, и [не]чинить как есть со обоих сторон к пролитию христианской напрасно крови. Токмо просим письменным известием на сие пожаловать нас уведомить.

Марта 30 дня 1774-го года.

Семион Волков, Василей Завьялов.

ЦГАДА, ф. в, д. 467, ч. 8, лл. 149—150.—Подлинник.


Комментарии

Письмо было отправлено И. Я. Алымовым в Казанскую секретную комиссию 1 апреля 1774 г. (ЦГАДА, ф. 6, д. 467, ч. VIII, лл. 145—146); там же находится его копия (лл. 141—142).

Сообщение в письме С. И. Волкова и В. М. Завьялова недостоверных сведений об успехах Е. И. Пугачева и его атаманов (захват Оренбурга, переход на сторону повстанцев правительственных полков, ожидаемая капитуляция Уфы и др.) было направлено на дезинформацию властей в Воткинском и Ижевском заводах, приостановку с их стороны карательных операций и, по возможности, на переход воткинскях и ижевских крестьян и работных людей на сторону восставших (см. также док. № 381).

1 Речь идет о крестьянине-повстанце В. Колесове, доставившем А. С. Клепикову письмо атамана Волкова от 14 марта 1774 г. (см. док. № 381 и примечания к нему, а также примечания к док. № 22).

2 Речь идет о повстанческом отряде Ф. Калабина (Шмотина), который действовал под Воткинским заводом и у Сарапула.

3 Сведения явно недостоверные, так как в конце марта главные силы Пугачева понесли тяжелое поражение от войск генерала П. М. Голицына под Оренбургом.