№ 362

19 января 1774 г. — Увещевание полковников Салавата Юлаева и Канзафара Усаева, атамана М. И. Попова (Иванова) и других жителям Кунгура о добровольной сдаче города войскам Е. И. Пугачева

От следующих с армиею его величества государя императора Петра Федоровича, самодержца Всероосийскаго, от главнокомандующих над войским полковников, старшин и российскаго войска ж атаманов, есаулов и предводителей с товарищи города Кунгура всем доброжелательным и приклоняющимся без кровопролития и раззорения с присягою к полной власти и Отечества его императорскому величеству в подданичество разного звания обывателем с пунктами.

Увещевание

1-е. Довольно известно всем верноподданным и склонившимся без всякого сумнения гражданям под содержание с большим порадованием и с ревностию службе его императорскому величеству, которой из невестных самых нашим видением восходит из несчастных, по благодати божией и молением отечества верноподданных, паки на всероссийской императорский престол, и ныне уже немалою частию империи противящимися без утеснения овладел и, не чиня им никакого раззорения, кроме для противящихся выбору к службе казаков в своих пределах, со иждивениями повелел предоставлять, что чинится.

2-е. Сперва неприклоняющейся город Уфа с некоторою производимою от нее против его императорскаго величества воли с его высокографским сиятельством и Донскаго казацкаго войска с господином главным предводителем Иваном Никифоровичем Чернышевым (И. Я. Зарубин-Чика.) противление, а ныне, как и сами мы известны, что уже город Уфа взят 1 и не с повинными ничего не учинено, а противящияся преданы смерти.

3-е. Сколь благоразумно и пристойно город Красноуфимск учинил и вернопюдданнически его императорскому величеству по признанию действительно его величества, восхотел с ревностию служить, то, первое, заслыша идущую его величества армию, без опасности выслал командир Бахматов 2 для переговорки и посмотрения его величества манифеста канцеляриста Петра Лутохина 3, которой, как скоро самое существо усмотрел, то наперед с себя послал в город Красноуфимск достоверное сведение. И разумея, что самым делом государь, все граждане с немалым к отечеству увеселением учинили армии всей идущей встречу, и наперед верноподданнически прислали всее артилерии казаков с огненным оружием, и по встрече приклонили знамена, и по входе в самой город была для здравия его императорскаго величества ис пушек пальба; и по окончании оной, взяв немалое число к опасности порох и к службе надежных близь дву сот казаков, пошли к городу Кунгуру 4. Протчие ж места, то-есть, заводы, села, деревни и Сибирской губернии крепости, все по приклонению взяты, и артилерия с казаками потому ж выбрана.

И так ныне следует армии его величества более пятнадцати тысеч. По приходе ж в село Старой Посад 5 и в протчих местах заслышели мы от того города Кунгура от возмутителей и главных к бунту возбудителей, командиров Дмитрея Попова 6 и купца Емельяна Хлебникова 7, большее в селе Усть-Кишерте 8 с посылающим нашим войском противление. И недовольно того, что много уже оказалось раненых и пленных, кои безповинно погибают, а другие есть и убиты?! Не противление ли сие есть, и не дадите ль за бесповинных всевидящему оку ответ?! [248]

4-е. Мы единогласно вас увещеваем и для самой вероятности при сем с манифеста его императорскаго величества с точнаго копию 9 за свидетельством с нарочетым посылаем. Только в сожелении себя не будьте смешены и не доведите до крайнего безповинных раззорения и против сильно идущей армии кровопролития. Егда ж склонение учините, то верноподданнически наперед выслать обратно и сего ж для нашего и своего посла с ызвестием, а потом всее без остатку артилерию, то-есть пушки, порох и мелкое оружие, и знамена, без подлога, с малым числом народа.

5-е. Естли ж против сего и еще что противное учините, то не избегните полной его императорскаго величества власти и воли и будите от довольно идущей армии побеждены. А затем отдаем на разсмотрение ваше. Причем повелеваем всех, захваченных в плен, ис тюрем наперед к нам выслать. С сим же увещеванием посылается красноуфимских казаков капрал Иван Дружинин с товарищем.

Во уверени чего подписали: главной полковник Салават Юлаев, Канзафер Усеинов и протчие старшины (Далее следуют подписи Салавата Юлаева, Казафара Усаева, Илъчигула Иткулова, Сулеймана Кусекеева, Адиля Бигашееа на татарском языке.).

Старшины: Илчигул Иткулов тамгу свою приложил. Сулейман Кусекеев. Канзафар Усаев.

Выборной переводчик и предводитель Адиль Бигашев.

Походной полковой писарь Петр Лутохин.

Атаман Макар Попов.

Генваря 19 дня 1774 году.

Походной ротной писарь Василей Протопопов.

Сотник Имет Маметев тамгу приложил. Сотник Имин Алаусеинов тамгу приложил.

ЦГВИА, ф. 20, д. 1235, лл. 262—263.—Подлинник.

Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. I, док. № 177.


Комментарии

Увещевание доставлено в Кунгур красноуфимским казаком И. Дружининым; переслано в Казань генерал-аншефу А. И. Бибикову Пермской провинциальной канцелярией 19 января 1774 г. (ЦГВИА, ф. 20, д. 1235, л. 261).

Недостоверные слухи об успехах Е. И. Пугачева и его атаманов (захват Уфы войсками атамана И. Н. Зарубина-Чики, взятие повстанцами всех крепостей, заводов и селений в Сибирской губернии), содержащиеся в увещевании 19 января 1774 г., имели целью дезинформировать власти осажденного Кунгура и вызвать переход кунгурцев на сторону восставших.

1 Сообщение о взятии Уфы войсками атамана И. Н. Зарубина-Чики неверно.

2 Бахматов Н. А.— см. примечания к док. № 359.

3 Лутохин П. Д., см. примечания к док. № 305.

4 Документ довольно точно передает события, связанные с вступлением повстанческих отрядов в Красноуфимск 9 января 1774 г. (см. показания очевидцев событий—Н. А. Бахматова, М. Е. Мальцева, М. Д. Чигвинцева, М. И. Попова.— ЦГВИА, ф. 20, д. 1235, лл. 651—654; ЦГАДА, ф. 6, д. 439, лл. 13—20, 25—30, 21—24).

5 Село Старый Посад (Троицкое) в 15 верстах к юго-западу от Кунгура.

6 Попов Д., обер-гитенфервалтер Пермского горного начальства.

7 Хлебников Е., кунгурский купец, сын президента Кунгурского магистрата. 8 Имеется в виду бой команды секунд-майора А. В. Папава против повстанцев у сел Кишерть, Усть-Кишерть и Путь, происходивший 15 января 1774 г. (рапорт Папава казанскому коменданту полковнику А. П. Лецкому 18 января 1774 г.- ЦГВИА, ф. 20, д. 1235, лл. 255-256 об.).

8 Речь идет о манифесте Пугачева от 2 декабря 1773 г. (см. док. № 23-и примечания к нему).