№ 359

14 января 1774 г. — Наставление, выданное Салаватом Юлаевым атаману М. И. Попову (Иванову) и есаулу М. Д. Чигвинцеву об управлении Красноуфимской крепостью

От армии его императорскаго величества полковника Салавата Юлаева определенным в городе Красноуфимску атаману Макару Иванову и есаулу Матвею Чигвинцову о нижеследующем в пунктах

Наставление

1-е. Известно вам, что по высочайшей его императорскаго величества, полной власти определены от города Красноуфимска над всеми жительми во всех справедливых разсмотрениях командирами, в чем к содержанию вседолжнаго порядка и указ дан. Чего для и позволяется вам, естли кто от вас будет приходящей и проезжающей человек проситца к высокомонаршескому лицу и его высокографскому сиятельству (Имеется в виду атаман И. Н. Зарубин-Чика.), то оным ни под каким видом, кроме меня, билетов отпускных не давать. Которые ж отданы от меня и с каким наставлением, то их не задерживать. И позволяю вольно приходящих и желающих к службе его императорскаго величества народов в здешние казаки принимать и записывать, а сколько ж их в прибыле будет,— меня почасту репортовать. Отставленных от меня за [245] болезнями, кто предъявит письменное, ни под каким видом к отягощению не принуждать, опасаясь штрафа.

2-е. Естли кто похочет служить его императорскому величеству, то, осмотря ево, во всей исправности оружие и принадлежащее к походу, то прямо ко мне при своих билетах отпускать.

3-е. При продаже известной соли и вина над собираемыми деньгами иметь крепкое смотрение и записывать в те ж книги. А служителям тем соляной продажи бесприкословно, что им прежде определено было в день жалованье по пяти копеек, да за квартиру в месец по пятидесят копеек выдавать, что с верною запискою и с росписками записывать в книги, А винному зборщику, по заключенной кондиции, естли прежде забору не было, выдавать же с росписками. И над всем тем иметь предохранительное смотрение.

4-е. Я еще нашел средство: бывших красноуфимскаго воеводу Никифора Бахмутова ', вахмистра Савинова 2, писаря Михаила Мальцова 3 и всех граждан ни под каким видом до его императорскаго величества и до высокографскаго сиятельства не пропускать. Естли ж кто из граждан мужеска и женска пола выедет бес позволения моего, то содержать под крепким караулом. А об отпуске воеводе Бахматову с товарыщи данную подорожную сего ж часа тебе взять и представить ко мне. А когда в том воспротивится, то с канвоем взять и привесть ко мне. А затем под смертною казнию подтверждаю: без воли моей не пропускать ни одного человека.

В протчем, объясня и подписуюсь, верноподданной его императорскаго величества походного войска полковник Салават Юлаев.

Когда господин воевода Бахматов, камисар Попов, вахмистр Савинов, писарь Мальцев похотят впредь ехать, то ожидать им от меня с вещьми. Естли ж они все или один из них выехал в путь, то возвратить в немедленном времяни (Далее следует подпись Салавата Юлаева на татарском языке.).

Выборной предводитель переводчик Адиль Бигашев.

Походной полковой писарь Петр Лутохин.

ЦГАДА, ф. 6, д. 439, лл. 140—141.— Подлинник.


Комментарии

1 Бахматов Никифор Андреевич, поручик, красноуфимский воевода, отрешен от должности повстанцами 9 января 1774 г. Хотя Бахматов и оставался сторонником правительства, но по приговору Казанской секретной комиссии его разжаловали в солдаты за то, что он участвовал в торжественной встрече повстанцев в Красноуфимске в исполнял все их предписания (ЦГАДА, ф. 6, д. 439, лл. 105—109).

2 Савинов Яков Герасимович, отставной вахмистр, сперва находился на стороне повстанцев в Красноуфимске, позднее тайно информировал власти о действиях и намерениях предводителей отрядов, посылая донесения в Кунгур; в июне — декабре 1774 г. исполнял обязанности красноуфимского коменданта.

3 О М. Е. Мальцеве см. примечания к док. № 301.