№ 303

18 января 1774 г. — Наставление атамана И. С. Кузнецова есаулу М. Д. Чигвинцеву об охране порядка в Красноуфимской крепости и ее округе

По указу его императорскаго величества от следующего из армии его императорскаго величества казака Ивана Кузнецова 1 красноуфимских казаков есаулу Матвею Чигвинцову о нижеследующем

Наставление

Как мне небезызвестно, что от прошедших чрез здешную Красноуфимскую крепость башкирских команд здешним обывателям произошли немалые раззорения и грабежи, о чем и сами те обиженные персонально мне жалобу приносили; а по состоявшемуся из Государственной военной коллегии, присланному находящемуся при корпусе под Уфою графу Чернышеву его императорскаго величества указу 2 между протчим предписано за раззорение и грабеж, кто б какого звания и достоинства ни был, чинить смертную казнь, с которого указа, для лутчей уверенности, при сем прилагается точная копия, того ради чинить нижеследующее:

1-е. Принять сие наставление и смотреть тебе, чтоб от проезжающих, особливо иноверческого народа, всякого звания, чтоб по нынешним обстоятельствам здешним обывателям никаких обид, притесненей, ниже грабительства чинено не было. А естли кто в противность объявленного его императорскаго величества указа учинит, и тот грабитель в самом том деле окажется, таковых ловить и содержать под караулом, на которых в таком преступлении представлять к его графскому сиятельству Ивану Никифоровичу Чернышеву без всякаго упущения.

2-е. Здесь же, в Красноуфимску, находится соляная и винная продажа, которая прежде состояла под смотрением здешней канцелярии, а по нынешним обстоятельствам те присутственные места оставлены, а положено единственно те должности в смотрение казацкой команде. Так и над оными соляной и винной продажами иметь обстоятельное же смотрение, дабы в соли обвесу, а в вине обмеру и подмесу чинено не было под опасением за неисполнение неупускаемого ж штрафа.

3-е. Здешнего казацкого войска писарю Михайлу Мальцеву, взяв я с собой в армию его императорскаго величества, а на место его к писарской должности определен присланной со мною из армии его императорскаго величества писарь Александр Осипов (А. О. Стадухин.). В протчем поступать по присяжной должности. [209]

Вместо вышеписанного казака Ивана Кузнецова подписал войсковой писарь Александр Осипов 3.

Генваря 18 дня 1774 году дан в Красноуфимской крепости.

ЦГАДА, ф. 6, д. 416, ч. I, л. 31 и об.— Подлинник.

Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. I, док. № 122.


Комментарии

1 Об И. С. Кузнецове см. примечание к док. № 287.

2 Речь идет об указе Военной коллегии атаману И. Н. Зарубину-Чике от 20 декабря 1773 г. (см. док. № 50 и примечания к нему).

3 Стадухин (Осипов) Александр Осипович, шихтмейстер Екатеринбургской заводской конторы; захвачен в плен повстанцами и служил писарем в отрядах атамана И. Н. Зарубина-Чики; в январе 1774 г. взят атаманом И. С. Кузнецовым под Кунгур, но, не доехав туда, остался в Красноуфимске (см. в приложении его письма к писарю П. Д. Лутохину). 19 февраля 1774 г. был арестован командой Д. О. Гагрина. По приговору Казанской секретной комиссии 22 мая 1774 г. освобожден от наказания и определен в прежнюю службу (следственное дело Стадухина.- ЦГАДА, ф. 6, д. 442).