№ 195

19 февраля 1774 г.— Рапорт походных старшин есаула В. Еремкина и сотника П. Алчинова атаману В. И. Торнову об уходе башкир и татар из отрядов по домам

Благородному Нагайбацкой крепости командиру Василю Ивановичу Торнову походных старшин есаула Еремкина и сотника Алчинова

Репорт

От 18 числа сего генваря, услыхав мы, что деревни Чалны старшина Нагайбак Асянов со всею командою, брося пригород Заинск 1, выехав, остановился было в деревне Каширах, х коему от нас репортовано было, чтоб он нас с командою дождался в показанной деревне Каширах. И со оным репортом послан был нарочной от нас к нему казак, кой и поныне не возвратился. Вторительно, того ж числа послали другаго казака с репортом же, чтоб о наряжении с окольных деревень для рубления и валежу по разным дорогам в лесу засеки с каждаго двора по человеку, и того казака також и поныне нет.

А старшина Каранай Мратов из деревни Текирмен прислал к нам татарским письмом, коим требовал, чтоб нам с командою явится к нему во означенную деревню Текирмен, куда я, Еремкин, не хотя его, Мратова, ослушаться, и ездил, хотя в данном нам от вашего благородия в наставлении и не велено у них в команде быть, токмо для взятья у него ис команды писаря Рамана Андреева с командою всего тритцетью человеками. Коего я по прибытии в вышереченную деревню Текермень ево, Караная, не застал. Но только оной деревни старшина Субай Кильметев объявил, что де как отправил к вам с письмом казака Григорья Афанасьева, так же тот час, собрав свою команду, уехал.

Того ради вашего благородия нижайши просим, чтоб нам обратно в Нагайбацкую крепость с командою возвратиться или нет, потому что ни одной команды башкирской и татарской не имеется, ибо все разбежались, а старшины, кои в домы разъехались, а ныне в Нагайбацкую крепость отбыли. И когда, ежели какие старшины или протчия команды к вам явятся, то, не принимая от них никаких отговорок и обманов, изволите с наказанием в команду сюда выслать, и чтоб со своими командами немедленно сюда явились. А верноподанные раби, уездные жители, все, слезно плача, просят, а они, старшины и сотники, с командами для грабежу и раззорения ездят, а не служат его императорскому величеству. А об старшине Каранае Мратове объявил деревни Саклов-Башей башкирец Халат Нуркин, что де он, Мратов, с командою уехал в деревню Бекбову. О чем вашему благородию сим репортуя, просим, чтоб соблаговолено было напротиву сего милостивейшим и непродолжительным разсмотрением нас с нарочно посланным от нас уведомить.

Генваря 19 дня 1774 году.

При сем послано соляных денег, а приняты Сараилской волости деревни Каркалей от башкирца Карака Айкина, которому о принятии денег семнатцети рублев от нас росписка дана.

Походной есаул Василей Еремкин.

Походной сотник Петр Алчинов.

На обороте: Благородному господину, Нагайбацкой крепости командиру Василю Ивановичу Торнову репорт.

ЦГАДА, ф. 6, д. 421, лл. 5—6.— Подлинник.

Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. I, док. № 178.


Комментарии

1 Отряды пугачевских атаманов Аренкула Асеева и Нагайбака Асанова (Асянова) после продолжительного боя с карательной командой полковника Ю. Б. Бибикова 16 января 1774 г. оставили Заинск и отошли на восток (рапорт Ю. Б. Бибикова генерал-аншефу А. И. Бибикову от 17 января 1774 г.— ЦГВИА, ф. 20, д. 1232, лл. 45—46).