№ 147

26 июня 1774 г.— Письмо старшины Алибая Мурзагулова старшинам ясачных татар Недыровой волости Казанской дороги Ибрашу Уразбахтину и Максюту Мурзакаеву о получении известий о якобы состоявшемся взятии Казани Е. И. Пугачевым и его намерении итти на Москву

Вам, господам старшинам Ибрашу Уразбахтину, Максюту Мурзекееву! Будьте здоровы на многие лета!

Присланное от вас я получил и, считая, что нам надобно до времени молчать, потому что государь Петр Федорович взял Казань, свидавшись с сыном своим, путь принял к Москве, почему и находящияся здесь полки все в тое сторону без остатку обратились. И так народ принялся за работу; а как хлеб уже поспел, то пускай они исправляются. О чем к господину полковнику и бригадиру, от имени моего, мулле Канзеферу (Канзафар Усаев.) пиши, чтоб они жили спокойно.

А когда господь дозволит ему желаемое получить, тогда мы тотчас указы получим; надеемся, что мы не обеспокоимся. А как вам угодно, так и оставайтесь, вновь тревожить отечество трудно; а лутче, доколе успо[ко]ится время, жить. Так прошу описать с хорошим увещанием к мулле Канзеферу, чтоб он на некоторое время [имел] терпение 1.

Ежели когда возтребуются изменники, то оные в свое время сыскаться могут, и нигде не укроются. Однако нам до время принять надобно терпение: впредь что воспоследует. А нас неволя к войне не принуждают. А хотя которые и спросились в поход, однако оные остались невысланными в домах, то мы можем считать за авантаж.

Остаюсь старшина и предводитель Алибай Мирзагулов. Числа 26 июня 1774 года.

После текста: Под скриптом написано: Между собою нам никакого смятения делать не надобно, а жить спокойно.

ЦГАДА, ф. 1274, д. 174, л. 107 и об.— Перевод с татарского.

Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. I, док. № 193.


Комментарии

Письмо извлечено из бумаг военно-походной канцелярии генерал-аншефа П. И. Панина, куда оно было доставлено генерал-майором П. М. Голицыным; второй экземпляр сохранился в бумагах Казанской секретной комиссии (ЦГАДА, ф. 6, д. 416, ч. 1, л. 170).

1 Речь, видимо, идет о деятельности Канзафара Усаева по организации повстанческого движения в Уфимской провинции в связи с полученными им предписаниями Военной коллегии от 5 и 23 июня 1774 г. (см. док. № 72, 73, 76 и примечания к ним).