№ 142

Март 1774 г.— Рапорт полковников Каипа Зиямбетева, Кидряса Муллалаева, Мратши Сыртланова и других в Военную коллегию с просьбой прислать войска для защиты населения от карателъных команд под Мензелинском, Нагайбаком и Уфой

1774-го году марта...(Число не указано.) дня Нагайской дороги Каик-Чуби-Минской волости, которая состоит по реке Деме, полковника Каипа Зиямбетева, Кара-Табынской волости полковника Андрея (Так в документе, правильно: Кидряса.) Муллакаева, Крык-Иланской волости походного полковника Мратши Сыртланова, Илкейской волости старшины Илчигула Тоймасова, Бурзенской волости старшины Аслая Курмакаева в Военную коллегию

Покорнейший рапорт

Находящияся около Богульмы злодеи Мендей Тупеев, Салтан-Мрат Янышев, Валиша-Мухаметь Шарипов, прокурор Николай Семенов сын Зубов со многими с товарищами с целым полком въехали в город Уфу, имев сражение, за нестрельбою пушек, и тако многое число людей порубили. И как в еканомическом селе, так и в протчих местах никакого войска не имеетца, и тако наш народ подвержен к гибели. Почему, не зная что делать, находимся вне себя. И естли от милостиваго государя нашего Петра Феодоровича не будет нам вспоможения и защищения, то здешней наш народ весь погибнет, ибо злодеи намерены домы наши раззоритъ, как-то около Мензелинска и Нагайбака всех несильным образом покорили. И выходят они около Уфы тож чинят, а кто не покоритца, тех раззорят, и кто принесет повиновение тем раздают билеты. Опасаясь чего, весь наш [народ] откачнулся. [119]

О чем прося защищения, остаемся Каин Зиямбетев руку приложил, Мратша Сыртланов тамгу такову (Изображение тамги.), Ильчигул Таймасов такову (Изображение тамги.), Кидрис Муллакаев (Изображение тамги.), Аслан Курмикаев (Изображение тамги.), писарь Абулгазиз, прозваньем Аднагул Ишменев, по повелению полковников писал и руку приложил.

Просим прислать сюда атамана Алибая Мурзагулова 1, ибо здесь главнаго начальника, коему б был народ послушен, не имеетца, кой бы тому народу подпорою быть мог.

ЦГВИА, ф. 20, д. 1282, л. 405.— Перевод с татарского.


Комментарии

Рапорт в Военную коллегию, а также прошение жителей деревни Сафаровой к Пугачеву (док. № 143), перехваченные башкирским старшиной Уразметем Сюнчалеевым, были переданы им в апреле 1774 г. генерал-поручику Ф. Ф. Щербатову, который отправил их в Военную коллегию 13 апреля (ЦГВИА, ф. 20, д. 1232, л. 402 и об.).

Упомянутые в рапорте башкирские старшины Каин Зиямбетев, Мратша Сыртланов, Ильчигул Тоймасов, Аслай Курмакеев принимали активное участие в повстанческом движении до лета 1774 г. Старшина Кара-Табынской волости Кидряс Муллакаев, отойдя от восстания, перешел, на сторону карателей и принимал участие в подавлении движения в Башкирии.

Мишарские старшины Казанской дороги Мендей Тупеев, Салтан-Мурат Янышев, Валиша Шарипов на всем протяжении Крестьянской войны участвовали в карательных операциях правительственных войск против повстанцев.

1 Об Алибае Мурзагулове см. примечание к док. № 126.