№ 126

17 октября 1773 г.— Письмо полковника, башкирского старшины Бушмас-Кипчакской волости Ногайской дороги Кинзи Арсланова старшине Ногайской дороги Алибаю Мурзагулову с призывом присоединиться к войску Е. И. Пугачева

Секретнодержатель, друг!

Господину старшине Аблаю Мурзагулову 1 и протчим башкирским старшинам нижайший поклон!

Известно б было! Подкомандующие твои с полковником прямо, не истеряв войска, явясь, для того вы сами известны: желаемое нами от бога дал бог нам. От земли потерянной царь и великой государь Петр, Федорович подлинно сам, клянусь тебе богом, и сын ево Павел Петрович с семьдесят двумя тысячами донскими казаками уже к нам приближается 2. И мы получили известие и другие старшины с полками, одиннатцать старшин уже склонились.

Во уверение кипчаковской старшина Кинзя Арасланов 3 руку приложил.

[Октября (Дата уточнена по рапорту казанского губернатора Я. Л. Бранта в Военную коллегию от 27 октября 1773 г., к которому приложено печатаемое письмо (ЦГАДА, ф. 20, д. 1230, л. 140).)] 17 дня 1773 году.

Перед текстом: Перевод с татарского на русский. Копия.

После текста: Переводил переводчик Егор Иванов.

ЦГАДА, ф. 6, д. 416, ч. I, л. 64.Перевод с татарского.

Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. I, док. № 167


Комментарии

Оригиналы двух писем Кинзи Арсланова (док. № 126 и 127) были переданы старшинами Алибаем Мурзагуловым и Кусякпулом Азятевым командиру карательного отряда подпоручику князю М. Уракову, который отправил их в Уфимскую провинциальную канцелярию, там с них изготовили переводы и послали казанскому губернатору Я. Л. Бранту. 27 октября 1773 г. Брант отправил их в Сенат.

Сохранились три перевода письма Кинзи Арсланова: первый печатается здесь, второй (ЦГВИА, ф. ВУА, д. 143, л. 277) был прислан Брантом Екатерине II 27 октября 1773 г. (там же, л. 270); третий (ЦГВИА, ф. 20, д. 1230, л. 140) приложен к его рапорту в Военную коллегию от того же числа (там же, л. 134).

1 Алибай Мурзагоулов, главный башкирский старшина Кыркули-Минской волости Ногайской дороги, занимал колеблющуюся позицию: то примыкал к повстанцам, то переходил на сторону карателей; с осени 1774 г. принимал активнейшее участие в подавлении повстанческого движения в Башкирии.

2 Некоторые из видных соратников Пугачева (Кинзя Арсланов, Степан Кузнецов, Бахтиар Канкаев и др.) нередко использовали в агитационных целях такого рода вымыслы о поддержке Пугачева царевичем Павлом Петровичем.

3 Кинзя Арсланов, старшина Бушмас-Кипчакской волости Ногайской дороги. Примкнул к Пугачеву в начале октября 1773 г., был назначен главным полковником, являлся советником Пугачева в его отношениях с нерусскими народностями Урала и Поволжья. Пропал без вести в сентябре 1773 г. (А. Н. Усманов. Кинзя Арсланов — выдающийся сподвижник Пугачева.— “Исторические записки”, т. 71. М., 1962, стр. 113—133).