№ 108

8 января 1774 г.— Прошение есаула Г. Ермакова Е. И. Пугачеву о возвращении казакам и жителям Красногорской крепости имущества, захваченного у них казахами, а также карательным корпусом бригадира А. А. Корфа

Всепресветлейший державнейший великий государь Третий император Петр Феодорович, самодержец всероссийской, государь всемилостивейший

Просит есаул Гумер Ермаков, а о чем мое прошение, тому следуют пункты:

1-й. Прошлаго 1773-го году октября 4 числа пополудни во втором часу Красногорской крепости у обывателей ворами киргис-кайсаками, а именно, у казаков, конской табун весь без остатку, а рогатой скот в сей крепости у обывателей весь же табун угнали 1, от чего те обыватели пришли в немалое раззорение.

2-й. Того ж, 773-го году ноября 9 числа брегадир Корф в Красногорскую крепость прибыл с армиею 2, коими у красногорских казаков домы и со всею их пажитью ограбили 3, не оставили им ничего, и наипаче означенныя казаки пришли в крайнее раззорение, так что з женами и з детьми не осталось...( Из-за ветхости утрачена одна строка текста.) и к пропитанию их. Однако в силе вашего императорскаго величества милостивейшаго приказания ис красногорскаго магазейна казенным месячным провиантом пропитание ныне имеют.

А по справке в приносимых от обывателей жалобах оказалось: вопервых, ворами киргисцами угнато лошадей 233, коров 636; а во-вторых, брегадиром Корфом, армиею ево, ограблены, и что взято у кого именно и какой пажити, а по цене оказалось всего на 2494 рубли 25 копеек, о чем в приобщенной ведомости значится именно.

И дабы высочайшим вашего императорскаго величества всемилостивейшим высокомонаршеским указом повелено было: Красногорской крепости обывателей, как выше значится, разоренное, во-первых, киргис-кайсаками лошадей и рогатой скот, во-вторых, проездом брегадира Корфа армиею ограбленное возвратить, дабы обыватели, как служащие казаки, к службе вашего императорскаго величества могли исправными быть, а протчие обыватели могли б впредь пропитание з женами и з детьми иметь.

Всемилостивейший государь, прошу вашего императорскаго величества о сем моем прошении и решение учинить.

Генваря 8 дня 1774 году.

К сей челобитной ясаул Гумер Ермаков 4 руку приложил.

ЦГАДА, ф. 1100, д. 7, лл. 80—81.— Подлинник.


Комментарии

Прошение есаула татар-казаков Красногорской крепости Гумера Ермакова К Пугачеву, а также именной указ Пугачева к красногорскому казачьему хорунжему Тайчинову были обнаружены писарем Красногорской крепости Ряшкиным и 5 апреля 1774 г. посланы им атаману Оренбургского казачьего войска подполковнику В. И. Могутову (ЦГАДА, ф. 1100, д. 7, л. 79), который передал оба документа губернатору И. А. Рейнсдорпу 7 апреля 1774 г. (там же, лл. 80—81). Указ Пугачева к хорунжему Тайчинову в деле не сохранился.

1 Набеги казахов па крепости в верхнем течении реки Яика (Красногорская, Губерлинская, Верхне-Озерная, Ильинская), участившиеся с осени 1773 г., не были продиктованы политическими мотивами, имели обычный разбойный характер (захват пленных, имущества, отгон скота). Набегам подвергались как крепости, занятые правительственными гарнизонами, так и отрядами восставших. Движение казахов Младшего жуза осенью 1773 г. и в 1774 г. “не носило антифеодального характера, проявившегося лишь в 1775 г.” (Н. Е. Бекмаханова. Легенда о Невидимке (участие казахов в Крестьянской войне под руководством Е. И. Пугачева в 1773—1775 гг.). Алма-Ата, 1968, стр. 52). Но вместе с тем властям Оренбургской губернии не удалось подчинить себе выступления казахов и использовать их в карательных операциях против отрядов Пугачева.

2 Речь идет о походе корпуса бригадира А. А. Корфа (2450 солдат и казаков при 29 пушках) из Верхне-Озерной крепости к Оренбургу. 13 ноября 1773 г., воспользовавшись беспечностью повстанцев, Корф прорвался в блокированный Оренбург, пополнив его гарнизон значительными силами.

3 Красногорская крепость с начала октября 1773 г. находилась в руках повстанцев (см. примечания к док. № 10). Корф, считая гарнизон и население крепости приверженцами Пугачева, отдал крепость на разорение своим войскам.

После ухода корпуса Корфа к Оренбургу Красногорская крепость с середины ноября 1773 г. по начало апреля 1774 г. находилась под властью восставших.

4 В марте 1774 г. Гумер Ермаков с отрядом красногорских казаков был вызван в Бердскую слободу к Е. И. Пугачеву, в составе его войска участвовал в сражении 22 марта у Татищевой крепости, был захвачен в плен карателями, пригнан в партии пленных в Оренбург, где после нещадного наказания плетьми разжалован в рядовые казаки (Генеральный реестр колодников Оренбургской секретной комиссии.—ЦГАДА, ф. 6, д. 510, л. 38).