№ 9

1 октября 1773 г. 1 — Именной указ оренбургскому губернатору И. А. Рейнсдорпу, чиновникам Оренбургской губернской канцелярии, солдатам и казакам гарнизона и всем жителям Оренбурга

Самодержавного императора Петра Феодоровича Всероссийскаго, и прочая, и прочая, и прочая.

Сей мой имянной указ Оренбургской губернской канцелярии и господину губернатору Рейнсдорпу и рядовым казакам и всякого звания людем, имянное мое повеление. [29]

Как деды и отцы ваши служили предкам моим, так и вы послужите мне, великому государю, верно и неизменно до капли своей крови. А как я к Оренбургу к городу прибуду, так все с усердиям могли соответствовать достойно лицу моему.

Второе: когда вы исполните мое имянное повеления, и за то будите жалованы чинами и на претки вашы рякою и землею, и травами, и морями, и денежным жалованьям, и хлебным правиянтом, и свинцом, и порахам, и вечною вольностию. И повеление мое исполняйти, со усердностию меня, государя, встречайти, то совершенно меня за оное приобрести можети к себе мою монаршескую милость.

А ежели вы моему указу противитца будити, то повскорости и восчювствовати на себя праведный гнев мой, и власти всевышняго создателя нашего и гнева моего избегнуть ни может никто, тебя от сильной нашей руки защитить не может.

Великий государь Петр Третий Всероссийскаго.

ЦГВИА, ф. 20, д. 1230, л. 71.—Подлинник.

Опубл. в кн.: Н. Ф. Дубровин. Пугачев и его сообщники, т. II, стр. 47.


Комментарии

Указ 1 октября 1773 г. написан секретарем И. Я. Почиталиным в Сакмарском городке и в тот же день отправлен в Оренбург с казаками П. Мякутиным и Д. Кадошниковым (ЦГАДА, ф. 6, д. 467, ч. XIII, л. 140). Одновременно казаки доставили указ Пугачева от того же числа атаману Оренбургского казачьего войска [374] подполковнику В. И. Могутову (указ не сохранился). Факт присылки первых двух указов Пугачева в Оренбург отмечен в хрониках очевидцев оренбургской осады П. И. Рычкова и И. Осипова (см. их публикацию в кн.: А. С. Пушкин. Полн. собр. соч., т. 9. М.—Л., 1938, стр. 221, 554). Рейнсдорп к рапорту в Военную коллегию от 7 октября 1773 г. приложил оба пугачевских указа (ЦГВИА, ф. 20, д. 1230, л. 69).

Указ 1 октября текстуально близок к отдельным положениям предшествующих посланий Пугачева (ср. док. № 1, 3, 4, 5). Он послужил образчиком для новых указов Пугачева от октября—ноября 1773 г. (ср. док. № 10, 11, 13, 15, 18).

1 При датировке указа помимо сообщенных выше свидетельств источников принята во внимание запись в генеральном реестре колодников Оренбургской губернской канцелярии от 1 октября 1773 г. о том, что указы Пугачева Рейнсдорпу и Могутову доставлены в тот день в Оренбург П. Мякутиным и Д. Кадошниковым (ЦГАДА, ф. 6, д. 510, л. 17).