№ 57

25 января 1774 г.— Указ Военной коллегии ясачному татарину Региму Асвиеву с наставлением о приведении жителей деревни Измайловой Арской дороги в подданство Е. И. Пугачеву, выборе из их числа гражданской и военной администрации

Указ

его императорскаго величества, самодержица Всероссийскаго, из Государственной военной коллегии Казанского уезду Арской дороги Сеитовой сотни Измалова деревни ясашному татарину Региму Асвиеву.

Слыша от его, Асвиева, Государственная военная коллегия объявления, что де помянутой деревни и протчих жительств мирских людей послан он для испрошения от его императорскаго величества именнаго указа 1, чтоб служить им повелено было его императорскому величеству. И потому, видя Государственная военная коллегия их ревность к его императорскому величеству, яко настоящих верноподданных отечеству сынов и рочителей благости общему покою, по именному его императорскаго величества соизволению реченная Государственная военная коллегия определяет поступать по нижеследующим пунктам:

1. Следовать тебе обратно во свое жительство, где, по пребытии объявяся, его императорскаго величества указ и данной за подписанием собственной его императорскаго руки манифест, ежели и подлинно ревнители к службе его императорскому величеству и общему покою явятся, то таковых по приложенной же при сем в верности службе его императорскому величеству привесть и к присяге.

2. Сколько таковых найдется ревнителев к службе его величеству, повелевается вам выбрать над собою, с общаго согласия старшин, атамана; ежели потребны будут — и полковник, также ясаулов и сотников. Да и того наблюсти, чтоб те старшины всяк своя ис чести достоин был как в расправах, так и в поступках военных и стоять против противнических партей для сохранения жизни его величества, также и в защищении верноподданных рабов.

3. Ест ли ж злодеи какия вам оказыватца будут, таковых ловя, сажать во учрежденную вами какую караульну впредь до определения; и за какую вину посажены, обстоятельно сюда Государственную военную коллегию доносить. А боярскую пажить, имения, хотя тот боярин и бежал, а сколько останется после ево пажить, отдав оную всю вернейшему человеку со описанием, и сюда репортовать. Естли ж из сего кто верноподданным истинных сынов отечеству и чинит какое грабительство, а наипаче вящщие и нестерпимые обиды, таковы, яко преслушникп его величества повеления, без наказания оставлены не будут. И чинить вам по сему его императорскаго величества указу.

Дан из Государственной военной коллегии за подписанием присудствующих членов генваря 25 дня 1774 году.

Иван Творогов.

Секретарь Максим Горшков.

Коллежский повытчик Семиен Супонин.

Перед текстом: Копия.

ЦГАДА, ф. 6, д. 420, л. 3 и об.— Копия.

Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. 1, док. № 27 .


Комментарии

Происхождение публикуемого текста не установлено. Указ является образчиком тех обстоятельных наставлений, которыми снабжались эмиссары ставки Пугачева, отправляемые для организации повстанческого движения на места.

1 Речь идет о манифесте Пугачева от 2 декабря 1773 г. (см. док. № 23); возможно, один из январских (1774 г.) экземпляров этого манифеста (ЦГАДА, ф. 6, д. 415, л. 44 и об.) был вручен Региму Асвиеву при отправлении его из Военной коллегии в селения Арской дороги Казанского уезда.