№ 39

28 июля 1774 г.— Манифест (Документ называет себя именным указом, но по формуляру и содержанию он является манифестом.), объявленный во всенародное известие жителям города Саранска и его округи

Божиею милостию мы, Петр Третий, император и самодержец Всероссийский и прочая, и прочая, и прочая. [47]

Объявляется во всенародное известие.

Жалуем сим имянным указом с монаршеским и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностию и свободою и вечно казаками, не треубя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением земель, лесными, сенокосными угодьями, и рыбными ловлями и соляными озерами без покупки и без оброку, и протчими всеми угодьями, и свобождаем всех [от] прежде чинимых от дворян и градских мздоимцов-судей всем крестьяном налагаемых податей и отягощениев. И желаем вам спокойной в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прописанных злодеев-дворян странствие и немалое бедствие.

А как ныне имя наше властию всевышней десницы в России процветает, того ради повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах,— оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе малейшаго христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников злодеев-дворян всякой может возчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжатца будет.

Дан июля 28-го дня 1774 году.

Петр.

ЦГАДА. ф. 6, д. 415, л. 53 и об.—Подлинник.


Комментарии

Манифест был составлен в лагере Пугачева под Саранском 28 июля 1774 г. секретарем повстанческой Военной коллегии А. И. Дубровским, набело переписан рукой повытчика коллегии Г. Степанова. В тот же день манифест был объявлен жителям Саранска и собравшимся туда крестьянам окрестных селений. Позднее подпоручик местной инвалидной команды Иванов в рапорте казанскому губернатору Я. Л. Бранту доносил, что пугачевцы, вступив в Саранск, брали казну “мешками и, ездя по городовой крепости и по улицам... бросали набегшей из разных уездов черни”, роздали несколько тысяч пудов соли, а народу объявили, что “Петр III” “прощает их платежей как подушных денег, так и протчих государственных податей вовсе, тако ж и от помещиков свободными” (“Пугачевщина”, т. II, стр. 190). Манифест был торжественно оглашен на площади у соборной церкви в Саранске вместе с указом о пожаловании прапорщика М. М. Шихмаметева полковником и управителем города (см. показание саранского архимандрита Александра в Казанской секретной комиссии.— А. С. Пушкин. Полн. собр. соч., т. 9, стр. 751). В манифесте 28 июля 1774 г. в обобщенном виде изложены решения ставки Пугачева об освобождении крестьянства от крепостной зависимости, передаче им помещичьих земель и освобождении от податей.

Оригинал манифеста вместе с некоторыми другими документами ставки Пугачева был отобран у Шахмаметева при его аресте 2 августа 1774 г. и доставлены секунд-майором В. Меллиным генерал-поручику Ф. Ф. Щербатову (ЦГВИА, ф. 20, д. 1233, л. 417 и об.), а последним переданы в Казанскую секретную комиссию.