№ 30

Декабрь 1773 г.— Именной указ атаману В. И. Торнову

Глава армии, светлый государь дву светов, я, великий и величайший повелитель всех Российских земель, сторон и жилищ, надо всеми тварьми и самодержец и сильнейшей своей руке, я есмь, иногда ведая и услыша знающи (Далее зачеркнуто: видящи.) протчих и протчих, а иногда (Далее зачеркнуто: а иным.) другим затруднение, уверение, знание и видение, но иногда быть точно сам.

От его великого императора самого Петра Федоровича государя (Далее зачеркнуто: по имянным.), в силу имянных моих указов, состоявшемуся за собственною рукою, и по словесному разсмотрению отпущен со объявлением из моей армии в Нагайбацкую крепость русак Василей Торнов с пятью ево товарыщи, которой, естли поедит в другую крепость, собравшись командою, кто не поддастся, то ему дана власть рубить без всякого прекословия, без остановки, и без крику, и без стону.

Написано декабря ...( Число не указано.) дня подорожное.

Сам во уверение руку приложил Петр Третей, так и ведайте.

Перед текстом: Перевод с татарского письма на русской диалект, а по переводу в нем значит тако.

ЦГАДА, ф. 6, д. 415, л. 49 и об.Перевод с татарского. Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. I, док. № 37. [42]


Комментарии

Оригинал указа на татарском языке, написанный в Бердской слободе секретарем Балтаем Идеркеевым, не сохранился. Он вместе с другими документами походной канцелярии Торнова был захвачен при его аресте в середине апреля 1774 г. под Бугульмой. Препровождая Торнова и 25 его товарищей в Казанскую секретную комиссию, генерал-поручик Ф. Ф. Щербатов 18 апреля 1774 г. писал, что одновременно он посылает “найденныя у злодея Торнова разный письма” (ЦГАДА, ф. 6, д. 431, л. 1-а и об.). Печатаемый перевод с оригинала указа выполнен в 1774 г. в Казанской секретной комиссии Сагитом Хальфиным.

На допросе Торнов показал, что при отправлении его из Бердской слободы в декабре 1773 г. в Нагабайск ему был вручен манифест Пугачева (очевидно, от 2 декабря 1773 г.) и наставление Военной коллегии, “чтоб быть ему в Нагайбацкой крепости командиром и, собрав поблизости оной крестьян из жительств в команду, не допускать башкир до раззорения жителей, тож и препятствовать военным командам в проходе в Оренбург” (там же, л. 30 об.).

1 Торнов (Персианинов) Василий Иванович (1737—1775), перс по происхождению, уроженец города Мешхеда, поселился в России в 1756 г. в селе Лебяжьем Ставропольского уезда, примкнул к Пугачеву в октябре 1773 г. под Оренбургом, служил в полку Т. И. Падурова. По его рекомендации Торнов был в декабре 1773 г. отправлен Пугачевым в Нагайбак. В апреле 1774 г. был захвачен в плен карателями, содержался в Казанской секретной комиссии, откуда был освобожден

12 июля 1774 г. Пугачевым при взятии Казани. Позднее командовал полком в войске Пугачева и снова был взят в плен в конце августа 1774 г. под Черным Яром. Казнен 10 января 1775 г. в Москве (“Пугачевщина”, т. II, стр. 410—412).