№ 17

5 ноября 1773 г.— Именной указ оренбургскому губернатору И. А. Рейнсдорпу, чиновникам, солдатам и казакам гарнизона и всем жителям Оренбурга

Cамодержавнаго императора Петра Феодоровича Всероссийскаго и прочая, и прочая, и прочая.

Имянной мой указ во Оренбургскую губернскую канцелярию губернатору к Рейнздорпу Ивану Андреивичю и всем господам и всякаго звания людем.

Выдите вы из града вон, вынисите знамена и оружие, приклоните знамена и оружие пред великим государем. И за то великий государь ни прагневался, што вы учинили великую пальбу; и в том великий государь прощает чиновных и салдат, и казаков, и всякаго звания людей. А когда вы не выдите из града вон, да учините вы великую противность, то не будеит вам от великаго государя прощения, и власти всевышняго создателя нашего избегнуть ни можети, никто вас от нашея сильная руки защитить не может.

1773 году ноября 5 дня.

Великий государь Петр Третий Всероссийскаго.

ЦГВИА, ф. 20, д. 1231, л. 172.—Подлинник. Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. I, док. № 35. (Сохранился конверт, в котором был запечатан указ, с надписью рукой И. Я. Почиталина: Самодержавнаго императора Петра Феодоровича Всероссийскаго указ в Оренбургскую губернскую канцелярию губернатору Рейнздорпу (там же, л. 175).)


Комментарии

Оригинал указа был написан секретарем И. Я. Почиталиным в стане восставших в Бердской слободе. В тот же день указ Пугачева к оренбургскому губернатору И. А. Рейнсдорпу, а также к яицкому казачьему старшине М. М. Бородину (см. док. № 18) и два письма пугачевского полковника Т. И. Падурова Бородину и атаману оренбургских казаков В. И. Могутову (оба письма от 4 ноября 1773 г.— см. док. № 103, 104) были посланы в Оренбург с четырьмя “казачьими жонками”, захваченными повстанцами 18 октября во время вылазки за сеном в подгородные луга (ЦГВИА, ф. 20, д. 1231, л. 189). В реестре колодников Оренбургской губернской канцелярии в записи от 5 ноября 1773 г. сообщается, что два указа Пугачева и оба письма Падурова попали в город: они захвачены у оренбургской “казачьей жонки” Ирины Репиной (“найдены у нее зашиты в шубе”). На допросе она заявила, что от Падурова “приказано ей здешнего города жителям сказывать, дабы скорея самозванцу сдались; а ежели не здадутся, то еще разбойники к городу зделают приступ и привезенными к ним бомбами зажгут и, взяв город, всех погубят” (ЦГАДА, ф. 6, д. 510, л. 19 об.). И. Репина умерла в тюремном остроге 4 мая 1774 г. (ЦГАДА, ф. 6, д. 508, ч. 1, л. 278).

Губернатор Рейнсдорп отправил все послания в Военную коллегию 25 ноября 1773 г. (ЦГВИА, ф. 20, д. 1231, л. 171 и об.).