№ 13

17 октября 1773 г.— Именной указ приказчикам Авзяно-Петровского завода М. О. Копылову, Д. Федорову и заводским крестьянам

Самодержавнаго императора Петра Феодоровича Всеросийскаго и прочая, и прочая, и прочая.

Сей мой имянной указ в завод Авзяно-Петровскому Максиму Осипову, Давыду Федорову и всему миру мое именное повеление:

Как деды и отцы ваши служили предкам моим, так и вы послужите мне, великому государю, верно и неизменно до капли крови. И исполните [31] мое повеление: исправьте вы мне, великому государю, два мартила и з бомбами, и в скорым поспешением ко мне представьте. И за то будите жалованы крестом и бородою, рекою и землею, травами и морями, и денежным жалованьем, и хлебом, и провиянтом, и свинцом, и порохом, и всякою вольностию. И повеления моего исполнити, со усердием ко мне приезжайте, то совершенно меня за оное преобрести можите к себе мою монаршескую милость.

А ежели моему указу противиться будите, то вскорости восчувствуити на себя праведный мой гнев, и власти всевышняго создателя нашего избегнуть не можете. Никто вас истинным нашия руки защитить не может.

1773 году октября 17 дня.

Великий государь Петр Третий Всероссийский.

Перед текстом: Копия с копии.

Под текстом: С копиею читал канцелярист Иван Шергин.

ЦГАДА, ф. 6, д. 415, л. 25.—Копия.

Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. I, док. № 10.


Комментарии

Указ 17 октября 1773 г. написан секретарем И. Я. Почиталиным (см. его показания на допросе 8 мая 1774 г. в Оренбургской секретной комиссии.— ЦГАДА, ф. 6, д. 508, ч. II, л. 62 об.). 22 октября с этим указом на Авзяно-Петровский завод прибыл пугачевский полковник А. Т. Соколов-Хлопуша, арестовал за непослушание приказчиков М. О. Копылова, Д. Федорова и конторщика Набатова, а заводским крестьянам объявил, чтобы они были верны “Петру III”, “а за то де как он благополучно возвратится [на престол], будет всех жаловать всякою вольностию, тоже землею, лугами и рыбными ловлями, и на семь лет от податей освободит. Чему все несумненно и поверили” (из показаний крестьянина И. Семенова на допросе в Казанской секретной комиссии.— ЦГАДА, ф. 6, д. 467, ч. VIII, л. 274 об.). Соколов-Хлопуша при отъезде с завода взял с собою до 500 крестьян, пушки с боеприпасами, до 12 тыс. рублей, а также арестованных приказчиков и конторщика, Копылов, Федоров и Набатов были казнены в Бердской слободе под Оренбургом (ЦГВИА, ф. 20, д. 1231, л. 201). Заводским крестьянам были розданы заработанные ими деньги, а из казенного скота выдано каждому по барану. В соответствии с указом на заводе было налажено производство артиллерийских бомб. Прибывший на завод с карательной командой прапорщик Кандалинцев нашел там шесть бомб, изготовленных по приказу Пугачева, которые “оказались к действию совсем неспособны” (рапорт Кандалинцева коменданту Верхояицкой крепости полковнику Е. А. Ступишину от 10 ноября 1773 г.— ЦГВИА, ф. 20, д. 1231, л. 152). Помимо этого с завода уже были отправлены в Бердскую слободу шесть бомб. Видимо, об этих бомбах писал пугачевский полковник Т. И. Падуров в осажденный Оренбург атаману В. И. Могутову 4 ноября 1773 г.— “получено с заводов 5 бомб, которые чинятся порохом по два пуда и слишком” (ЦГВИА, ф. 20, д. 1231, л. 177 и об.).

Оригинал указа не сохранился. Публикуемая копия была прислана в Сенат казанским губернатором Я. Л. Брантом.

Сохранилось еще две копии указа, которые имеют своим происхождением один источник. Одну копию указа доставил на Белорецкий завод 26 октября 1773 г. крестьянин П. Матвеев с группой повстанцев. 27 октября контора Белорецкого завода сумела переправить эту копию коменданту Верхояицкой крепости полковнику Е. А. Ступишину (ЦГАДА, ф. 6, д. 627, ч. II, л. 154), а он отправил новую копию указа генерал-поручику И. А. Деколонгу 29 октября (там же, л. 152), в бумагах канцелярии которого она и хранится (там же, л. 153). Другая копия была послана Деколонгом в Военную коллегию 9 ноября 1773 г. (ЦГВИА, ф. 20, д. 1230, лл. 24-25, 259 об.).