Рукописи записок С. А. Порошина.

Нам известны три рукописи этих Записок: первая — в лист, три тома, писанная крупным почерком, в ХVІII столетии, на толстой бумаге, для ближайшего друга великого князя, впоследствии императора, Павла, князя А. Б. Куракина и сохранившаяся в его бумагах. Эта рукопись была подробно нами сличена с изданием 1844-го года и результат итого сличения изложен в статье нашей в «Русском Вестнике» 1866-го года, книга 8-я.

Вторая и третья рукописи принадлежат дворцовой библиотеки в городе Павловске. С благосклонного разрешения августейшего владетеля Павловска, Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича, рукописи эти были в нашем распоряжении при печатании настоящего издания записок С. А. Порошина. Один из этих манускриптов, очевидно по времени старейший, едва-ли не современный Порошину, заключается в трех томах, переплетенных каждый отдельно в толстый красивый сафьян, с выбитыми золотом, на досках переплета, вензелями государя Павла Петровича. Текст писан на синей бумаге, с большими полями, как бы для вставок или дополнений. В одном листе — именно против следующих строк: «потому что-де к такому-то числу велено поспевать еще в Стекольной» (см. Записки Порошина в «Рус. Ст.» изд. 1881 г., т. XXXII, стр. 213), мы нашли карандашем написанную, несомненно рукою Павла Петровича, заметку: «le mot dout nos ancetres se servoient en guise de Stokholm».

Другая рукопись Павловского дворца Записок Порошина в двух томах, весьма тщательно переписанная, почерком уже значительно позднейшего времени и переплетенная в зеленый сафьян. Эта рукопись, почти тождественная с печатным изданием 1844-го года, очевидно подносный экземпляр, но кому и в какое время — нам не известно.

За основную рукопись для нашего издания мы избрали ту, которая очевидно принадлежала Павлу Петровичу, т. е. первую из двух хранящихся в Павловске, при чем, однако, варьянты вставили в скобках из прочих двух рукописей. Мы нигде не отмечали добавления и разночтения в нашем издания с первым, т. е. 1844-го года — главным образом потому, что в статье нашей в «Русском Вестнике» было уже сделано таковое сличение издания 1844-го года Записок Порошина с Куракинским списком. Добавления эти — иногда довольно значительны; во множестве же случаев они состоят только из нескольких слов, или в раскрытии фамилии, скрытых в изд. 1844 г., но независимо от них мы озаботились воспроизвести в совершенной точности слог Порошина, подновленный издалтелем его записок в 1844 году, который многие слова устаревшие заменил новыми и тщательно изгонял из [подлинного] текста «сей», «оный» и проч.

Приобретя от правнука составителя Записок, гвардии полковника Порошина, родного брата покойного профессора В. Порошина, право на настоящее издание Записок его прадеда Семена Андреевича, вместе с теми тетрадями этих же Записок, которые были найдены родственником Порошина Амбразанцева и которые, не находясь в изд. [цифры повреждены] года, были в полнейшее время напечатаны в «Русском Архиве», мы напечатали эти тетради в своем [поврежд. два слова]ника и том виде, в каком они явились в «Русском Архиве».

М. Семе[…].

Ницца. 7 (19) октября 1881 г.

Текст воспроизведен по изданию: Рукописи записок С. А. Порошина // Русская старина, № 12. Приложения. 1881

© текст - Семевский М. И. 1881
© сетевая версия - Тhietmar. 2018

© OCR - Андреев-Попович И. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1881