ПРОЕКТЫ В. В. КРЕСТИНИНА О ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ

В инструкции Комиссии о церковных имениях, утвержденной Екатериной II 29 ноября 1762 г., «с прискорбием» сообщалось, «что и самые многие священники, пастырский сан на себе носящие, не токмо не ведают истинного пути к просвещению народному, но и, будучи сами часто малограмотные, нередко простому народу служат собственным примером к повреждению» 1. Убежденная в том, что низкий уровень образования подданных будет сдерживать претворение в жизнь многих ее планов, императрица уже в первые годы правления приступила к реформированию школьной системы. Особую [351] заинтересованность она проявила к идее главного директора Академии художеств И. И. Бецкого «об умножении полезных обществу жителей», которая наиболее полно была изложена им в докладе «Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола».

Этот доклад впервые на государственном уровне ставил вопрос о начальной образовательной школе, цель которой должна была состоять не в подготовке профессионального работника, а в воспитании совершенного человека и гражданина. Как писал С. В. Рождественский, автор фундаментального исследования истории образования в России, помимо проекта И. И. Бецкого, в 60-70 годы XVIII в. появился и ряд других проектов, в которых также предлагалось решение вопроса о повсеместном учреждении «воспитательных училищ». Однако историк, поставив перед собой задачу «собрать прежде всего те материалы, в которых так или иначе, с большею или меньшею ясностью выражалась идея цельной системы народного просвещения», рассматривал лишь предложения столичных авторов. Видимо, поэтому он только упомянул о двух проектах 1764 г. жителя Архангельска В. В. Крестинина 2, о которых знал из работ С. М. Соловьева и A. A. Кизеветтера. Последующие исследования, посвященные истории образования или общественной и научной деятельности Крестинина, содержали лишь упоминание о проектах «архангелогородского гражданина» с констатацией ценности этих документов и необходимости их публикации 3.

Сын архангелогородского купца, Василий Васильевич Крестинин (1729-1795 г.), получил домашнее образование, и до конца жизни пополнял свои знания. Он хорошо знал русский литературный язык, владел немецким, шведским и латинским языками. В течение многих лет занимал скромные должности в разных учреждениях Архангельска: посадского писаря, затем секретаря губернского магистрата. По его инициативе в 1759 г. в Архангельске было создано первое в стране историческое общество. Благодаря помощи таких ученых, как И. И. Лепехин, Н. Я. Озерецковский, дипломата и государственного деятеля графа А. Р. Воронцова, самые значительные сочинения В. В. Крестинина были опубликованы при его жизни 4. В 1786 г. академическая конференция избрала его «корреспондентом» Академии наук, что свидетельствовало о признании научных заслуг «архангелогородского гражданина».

Заняться вопросами школьного образования Крестинина побудила, прежде всего, активная общественная позиция. Он принимал участие в составлении наказа от жителей города в екатерининскую Уложенную комиссию, избирался посадским старшиной, попечителем народных училищ, [352] членом совестного суда, а в январе 1762 г., по решению архангелогородского магистрата, его «обязали... наблюдать» выполнение указа Сената об обучении посадских детей. Первый свой проект («Учреждение гражданской гимназии в городе Архангельском») он подготовил в виде приложения к доношению архангелогородского магистрата за подписью городового старосты Ивана Дружинина в Комиссию о коммерции, которая предложила в марте 1764 г. всем посадским обществам прислать подробные сведения о количестве городского («гражданского») населения, их экономическом положении с изложением при этом своих нужд и желаний. Составляя проект гимназии весной того же года, Крестинин исходил прежде всего из назревших экономических задач города. Он предлагал, чтобы в гимназии бесплатно обучались не только «высшие и низшие» слои посадского населения, но и крестьянские мальчики поморских уездов. Перечисляя учебную программу гимназии, Крестинин включил в ее список и общеобразовательные предметы, которые он считал необходимыми «для произведения доброго купца и доброго гражданина» 5.

A. A. Кизеветтер был первым исследователем, «случайно», как он пишет, нашедшим проект об «Учреждении гражданской гимназии в городе Архангельском» в документах Комиссии о коммерции. В 1912 г. он опубликовал статью с подробным и обстоятельным анализом этого проекта. Ученый высоко оценил «свежие» идеи Крестинина, а сам проект, по его словам, «нельзя не признать весьма своеобразным и знаменательным явлением в истории образовательных идей в нашем обществе» 6. В этой же статье A. A. Кизеветтер, ссылаясь на С. М. Соловьева, упомянул и о проекте В. В. Крестинина о «малых» школах, который был подготовлен в том же, 1764 г. Однако, как далее сообщает ученый, его обращение к архивным материалам Сената за 1764 г. оказалось почти безрезультатным, так как ему удалось найти только документ, который содержал лишь отрывочные сведения о проекте. Действительно, дело № 3643 (РГАДА. Ф. Сената), на которое указал Кизеветтер, содержит лишь решение сенаторов от 9 декабря 1764 г. по доношению архангелогородского губернского магистрата. Само же доношение в Сенат с изложением проекта Крестинина находится в том же фонде, но в деле № 3574, которое историк не видел.

Доношение в Сенат начинается словами о том, что губернский магистрат, «исполнить стараясь» законодательные акты о школьном обучении и «добром воспитании юношества», 24 января 1762 г. обязал гражданина Василия Крестинина «наблюдать» выполнение одного из них от 20 апреля 1743 г. И далее сообщается, что 3 сентября 1764 г. Крестинин «представил» в магистрат доношение, в котором он изложил свое мнение о «малых» школах в стране. Мы не располагаем информацией о том, как происходило обсуждение этого документа в магистрате, однако известно, что 29 октября было подготовлено доношение в Сенат за подписью двух бургомистров – Андрея и Николая Дудиных и одного ратмана – Петра Латышева. Все подписавшиеся принимали активное участие в общественной жизни Архангельска и полностью разделяли мнение своего земляка о необходимости создания в российских городах начальных (малых) школ. Поэтому можно не сомневаться в том, что все (или почти все) предложения Крестинина были включены в доношение [353] магистрата. В Сенат документ поступил 17 ноября, а уже 25 ноября и 9 декабря его «слушали» сенаторы. В журнале декабрьского заседания зафиксированы фамилии только двух сенаторов, участвовавших в обсуждении доношения – князя A. A. Вяземского и A. B. Олсуфьева. Последний на полях заключительного решения сенаторов написал весьма примечательные слова: «...по словесному об оном, Крестинина преизрядному сочинении докладу, ее императорское величество повелеть изволила взнесть к себе с оного копию». Можно предположить, что именно Олсуфьев был тем человеком, который сообщил императрице о «сочинении» архангельского жителя. Находясь в числе близких людей к Екатерине II, он хорошо знал об устойчивом интересе императрицы к школьным вопросам.

Доношение архангелогородского магистрата в Сенат от 29 октября 1764 г. состоит из двух частей, первая из которых содержит перечень Крестининым «недостатков» в «добром воспитании юношества» в городе, а во второй – предлагаются способы их исправления. Отметим те положения этого документа, которые, как нам представляется, прежде всего заинтересовали сенаторов и императрицу. Хорошо зная уровень образования своих земляков, Крестинин сообщал о том, что в Архангельске по разным причинам «превеликое число в народе людей, худо обученных грамоте примечается», и особенно женщин, среди которых «нет надежды сыскать ... грамотных пятидесятую часть между здешними жителями...». Желая видеть своих земляков и всех россиян грамотными, Крестинин вторую часть доношения начинал с главного положения. Он предлагал, «чтоб всякого чина и обоего, мужского и женского, пола городовых детей без изъятия всех обучать грамоте во оных малых школах, а бедных, которые платить за школьные труды учащим не в состоянии, обучать» по всем городам уже со следующего года.

Будучи противником «кнутобойной» системы воспитания, Крестинин, тем не менее, хорошо усвоил «дух» законодательных актов первой половины XVIII в. (особенно петровского времени), когда за их невыполнение следовали разные наказания. Поэтому и он был уверен в необходимости взимания штрафа с учителя, если с его стороны «случится нерадивость противная». Не обошел своим вниманием Крестинин и перечень книг, которые должны быть в школах «для просвещения народного божественным учением». Очень интересно его предложение о создании «новой» азбуки. Однако ничего, кроме заявления о том, что эта азбука должна быть «перед нынешнею исправнейшей и совершеннейшей», в доношении не сообщалось.

Крестинин был не единственным представителем провинциальной России, предлагавшим собственное решение проблем школьного образования в правление Екатерины II. Об этом писали в наказах в Комиссию по составлению нового Уложения дворяне, горожане и сельские жители страны. Правда, у каждой сословной группы было собственное представление об уровне обучения своих детей, но в целом эти наказы свидетельствовали о том, что в обществе к этому времени постепенно складывалось убеждение о пользе образования. Даже в дворянских наказах предлагалось открытие школ для крестьян, подавляющая часть которых была лишена права подавать свои предложения в Уложенную комиссию 7. [354]

Проект Крестинина о «малых» школах (как и проект о гимназии) был составлен, исходя из насущных потребностей архангелогородского посада в грамотных людях. Выдвигая два важнейших принципа – всеобщность и обязательность начального обучения городских детей, – Крестинин тем самым опережал время. Екатерининский Устав народных училищ 1786 г. не воспринял эти предложения, которые на Западе в то время уже претворялись в жизнь.

Впервые публикуются три документа из фондов РГАДА. 1. Проект В. В. Крестинина «Учреждение гражданской гимназии в городе Архангельском», который он подготовил весной 1764 г. Текст написан не Крестининым, а, по всей вероятности, писарем архангелогородского магистрата. Неизвестный биограф и современник Крестинина отмечал, что последний был «весьма близорук ... писал ...весьма близко и крупными литерами, нередко одна на другую поставленными» 8. 2. Доношение архангелогородского губернского магистрата в Сенат от 29 октября 1764 г. с изложением проекта В. В. Крестинина о «малых» школах. 3. Выписка из журнала заседания Сената от 9 декабря 1764 г. с резолюцией сенаторов по этому доношению. В конце XIX – начале XX в. была предпринята попытка публикации в журнале «Русский архив» доношения архангелогородского магистрата и резолюции сенаторов, но по неизвестным нам причинам они так и не увидели свет. Подготовленные в связи с этим копии документов хранятся в ОПИ ГИМ 9.

А. Е.Чекунова


Комментарии

1. ПСЗ. СПб., 1850. Т. XVI. № 11 716. С. 117-118.

2. См.: Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII–XIX веках. СПб., 1912. С. 678.

3. См. об этом: Черняховский Ф. И. Василий Висильевич Крестинин. Архангельск, 1955; Пештич С. Л. Русская историография XVIII века. Д., 1965. Ч. II. С. 296-332; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. М., 1973. С. 112-114; Куратов A. A. Архангельский историк Василий Крестинин // Отечество: Краевед, альманах. М., 1993. Вып. 4. С. 54-71; Котляров А. Н., Можаева Г. В. Василий Васильевич Крестинин // Историки России XVIII-XX веков. М., 1997. Вып. 4. С. 12-13; и др.

4. См. Основные исторические сочинения В. В. Крестинина: Исторические начатки о двинском народе древних, средних, новых и новейших времен. СПб., 1784; Исторический опыт о сельском старинном домостроительстве двинского народа на Севере. СПб., 1785; Начертание истории города Холмогор. СПб., 1790; Краткая история о городе Архангельском. СПб., 1792. Более полный перечень трудов см.: Полякова У. М. В. В. Крестинин и общественная борьба в архангельском посаде в 60-90-х годах XVIII в. // ИСССР. 1958. № 2. С. 78-102; Пештич С. Л. Указ. соч. С. 296-332. Список научного наследия Крестинина до сих пор не составлен.

5. РГАДА. Ф. 397 (Комиссия о коммерции и пошлинах). Д. 445/3. Л. 15-25.

6. Кизеветтер A. A. Школьные вопросы нашего времени в документах XVIII века // Кизеветтер A. A. Исторические очерки. М., 1912. С. 114.

7. Довнар-Запольский М. В. Реформа общеобразовательной школы при императрице Екатерине II. М., 1906; Рождественский С. В. Указ. соч. С. 283-291; Очерки русской культуры XVIII века. М., 1987. Ч. 2. С. 271-272.

8. Пашков A. A. Неизвестная биография В. В. Крестинина // АЕ за 1998 год. М., 1999. С. 357.

9. ОПИ ГИМ. Ф. 368 (Редакция журнала «Русский архив»). Д. 47. Л. 19-26.

Текст воспроизведен по изданию: Проекты В. В. Крестинина о школьном образовании в России // Археографический ежегодник за 2003 год. М. 2004

© текст - Чекунова А. Е. 2004
© сетевая версия - Тhietmar. 2015
© OCR - Андреев-Попович И. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Археографический ежегодник. 2004