ЛЮБОПЫТНЫЙ АКТ К БИОГРАФИИ БЕНЬОВСКОГО

(Экспедиция Беньовского, знаменитого авантюриста, о которой говорится в сем письме князя А. А. Вяземскаго к Камчатскому комменданту, касалась не Камчатки, но Мадагаскара, где и погиб он в последствии. Р. Р. Б.)

Государь мой!

В течение с Турками нынешней войны, некто родом Венгерец, называющийся Мориц Беньовский, находяся в конфедератских шайках в Польше, взят был войсками нашими в плен, со всеми теми конфедератами, которыми предводительствовал и отослан с прочими пленниками в Казань. Бывши же он в Казани делал разными ухищрениями и дерзкими поступками между своими одноплеменниками возмущение, от чего был и удержан. Но он однакожь сыскал напоследок способ с подложным пашпортом уйти в Калугу, где на то время содержаны были из некоторых знатнейших Польских арестантов, с которыми условившися о дальних своих злонамерениях, прошел оттуда, под укрывательством своего имени, в Петербург, и в сем столичном городе переменял свое имя и вид, до тех пор скрывался по трактирам, пока по уведомлении из Казани, откуда он бежал, узнан и взят был чрез полицию под караул, а как из его распросов и внешняго его, страннаго вида усмотрен он человек не токмо злонамеренный, но и отчаянный, то Е. И. В. повелеть соизволила сослать его в Камчатку на поселение, куда и отослан был под караул. Такой азартной прошелец не остался и там, чтоб не поступить на новое, злейшее и отчаянное действие, которое ему и удалось. Он разгласил о себе, что он знатной фамилии барон Мориц Дебенов, и привлекши разными ложными [146] и самим им выдуманными историями сосланных туда, вместо смертной казни, злодеев и бывших там разнаго звания людей несколько человек в свою шайку, сделал с оными злодеями бунт, во время котораго бывшаго тамо командира убили до смерти, денежную казну разграбили и взяв казенное судно отправились морем в Индию; ныне же по дошедшим известиям ко Двору явился он во Франции, где и нашел себе покровительство так, как у державы к Российской империи недоброхотствующей. Хотя же от Двора нашего и объявлено было везде чрез газеты чужестранныя о характере и действиях сего отчаяннаго, но не взирая на то Двор Французской не токмо дал об нем такими же газетами, от имени будто бы его, во всем противное понятие называя его бароном и защищая всю об нем истинную историю разными лжами и клеветами на Poccию, от которой будто бы помянутый злодей невинно был утесняем, но получено ныне известие, что тот же Французской Двор, вооружа для него фрегат и малую флотилию, отправляет его с 1 500 человек войска, якобы в Ост Индию, для завоевания там новаго у варваров селения, в самом же деле, по примечаниям, прямо намерение его экспедиции укрывается.

Все cиe хотя еще кажется неимоверно, но когда начаток безумия в даче ему Беньовскому пристанища и в защищении его пред публикою уже сделан, то и прочия догадки, о которых ниже сего упомянется, казаться должны не без основания. И так данное отчаянному оружие в руки сколько ни кажется смеха и презрения достойным, благоразумие однакожь заставляет и против безумнаго стремления остерегаться, тем паче, когда оно отчаянною головою в действо производится, которою, так как побуждаемою мщением, Французы не сожалея об ней, пользоваться может быть восхотели. Но как притом помянутаго Беньовскаго во время заарестования в Петербурге сам я видел человеком, которому жить или умереть все едино, то из сего не без основания и подозревать можно, что он, зная свободный проезд до Камчатки, и имея о берегах и о жителях ея сведение, не покусился бы иногда сделать и на него какие либо поиски. [147]

Чего ради все cиe для надлежащаго известия вам и сообщаю, с тем, дабы вы заблаговременно сделали такия распоряжения, не относя на cиe известие, чтобы обо всех в близости Камчатских берегов показавшихся больших и малых судах, особо не нам принадлежащих, могли получать скорое известие. А как известно, что Камчатка ни с какими чужестранными землями и на чужих землях никакого торга не производит, то неминуемо и должно вам быть явным доказательством тайнаго, или же явнаго неприятельскаго покушения всякое чужестраннаго судна приближение; для чего поступки и распоряжении ваши учреждать вам следует, как в таком случае настоящая нужда требовать будет, имея всегда за главное правило предупреждать все злодейския ухищрении добрыми распоряжениями, а силу мужественным сопротивлением. Причины сей ко всем предприемлемым вами осторожностям не надлежит никому вам объявлять, но содержать в крайнем секрете, дабы пустою иногда опасностию не востревожить тамошних жителей. В прочем остается вам напомянуть, что как скоро вы по примечанию своему что нибудь подобное сему тамо усмотрите, то без малейшаго замедления имеете об нем писать ко мне и к Иркутскому г. губернатору Брилю секретно, требуя в случае нужды дальнейшего повеления. Я cиe сообщаю вам по изустному Е. И. В., Высочайшему повелению, пребывая всегда ваш государя моего, покорный слуга, князь Александр Вяземской.

Марта 26 дня 1773 года.
С. Петербург.

Текст воспроизведен по изданию: Любопытный факт к биографии Беньовского // Русский вестник, № 5-6. 1842

© текст - ??. 1842
© сетевая версия - Thietmar. 2015
© OCR - Strori. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский вестник. 1842