Государево «слово и дело» и кадет Земцов.

Хотя деятельность Тайной канцелярии была ограничена императрицею Елизаветой Петровной вскоре по вступления ее на престол, указом от 7-го марта 1742 года, однако все же была весьма значительна, охватывая не только крупные политические преступления, но и ничтожные, мелкие проступки, ничего решительно политического в себе не заключавшие. Стоило какому-либо бродяге, воришке или вообще мелкому преступнику сказать за собой государево «слово и дело» с намерением отсрочить ожидающую его, за ранее совершенное преступление, законную кару, как его тотчас забирали в страшную канцелярию, начинался розыск; он оговаривал других, возводил на них обвинение в небывалых преступлениях, лгал и на себя — и так совершенно запутывал дело. Дело принимало колоссальные размеры; [645] сколько невинных людей попадало в застенок, сколько чернил и бумаги тратилось подьячими!

Насколько заразителен был этот обычай «слова и дела» в ту эпоху, можно судить по тому, что оно нашло себе место даже в привилегированном учебном заведении — Шляхетском корпусе, как видно из любопытного дела, сохранившегося в архиве этого корпуса (ныне 1-й кадетский).

10-го ноября 1758 года капитан Мелесино доложил г-ну бригадиру, армии и сухопутного Шляхетского корпуса полковнику Ляпунову, что, когда, согласно приказанию полковника Ляпунова, объявил он — кадету Александру Земцову, за леность в классе, штраф розгами, то Земцов, испугавшись ожидавшего его наказания, сказал за собой Ее Императорского Величества «слово и дело». Полковник Ляпунов тотчас же положил резолюцию отослать кадета в Тайную канцелярию, что было в тот же день исполнено; но предварительно у бедного юноши произвели тщательный обыск и отобрали учебные пособия и другие казенные вещи, в надежде, что он в корпус уже более не вернется.

Через несколько дней, однако, в канцелярии корпуса была получена из Тайной канцелярии промемория, подписанная страшным временщиком Александром Шуваловым. В ней говорилось, что по Указу Ее Императорского Величества и по определению Тайной канцелярии над Земцовым учинено надлежащее решение, а затем канцелярия в нем больше нужд не имеет и возвращает его обратно в корпус с канцелярским служителем для сдачи под росписку.

Каково было это «надлежащее решение», учиненное над Земцовым, в чем состояли его наказания, Тайная канцелярия по существовавшим тогда законам не имела права сообщать без особого на то Высочайшего повеления. Так это и осталось тайной, однако надо думать, что кадет Земцов никого из служивших в корпусе не оговорил, так как в делах корпуса сведений об этом не имеется.

Еще до возвращения Земцова из Тайной канцелярии корпусное начальство, сильно взволнованное происшедшим инцидентом, не имевшим себе примера в истории корпуса, решило во что бы то ни стало избавиться от опасного, по его мнению, юноши, почему полковник Ляпунов и обратился к главному шефу корпуса Борису Григорьевичу Юсупову с нижеследующим рапортом:

«Сего ноября, 10-го дня, по поданному дежурным капитаном Мелесино рапорту, объявлено, что Шляхетского кадетского корпуса кадета Александра Земцова хотел он штрафовать розгами и затем оный кадет, до того штрафа, сказал за собою Ее Императорского Величества «слово и дело», по которому сего ноября 10 при промемории в канцелярию тайных розыскных дел отослан.

«А понеже, оный Земцов поведения посредственного и от роду ему ныне [646] 14 лет, в науках знание имеет худое — того ради Вашему Сиятельству о помянутом кадете представляю в рассуждении его в науках худого знания, а особливо за предписанное преступление, что дозволил себе кадет учинить — не повелено ли будет, не ожидая присылки оного из Тайной розыскных дел канцелярии, отослать его для определения в Гарнизонную школу. На что прошу разрешения.

14 ноября 1758 г.

Ляпунов».

Юсупов дал свое согласие, и бедному Земцову, за свое легкомыслие, пришлось навсегда распрощаться с корпусом.

В. Мустафин.

Текст воспроизведен по изданию: Государево «слово и дело» и кадет Земцов // Русская старина, № 12. 1893

© текст - Мустафин В. 1893
© сетевая версия - Тhietmar. 2016
© OCR - Андреев-Попович И. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1893