ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

К ПОЛЬЗЕ И УВЕСЕЛЕНИЮ СЛУЖАЩИЕ

Февраль, 1756 года.

В САНКТПЕТЕРБУРГЕ

при Императорской Академии Наук.


СОЙМОНОВ Ф. И.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОПИСАНИЯ О СИБИРСКИХ ТОРГАХ

ГЛАВА IV.

О СИБИРСКИХ ТОВАРАХ.

Сибирские товары состоят наибольше в разных родах мяхкой рухляди, коею не токмо Россия и Китай, но и другие соседственные государства довольствуются. При описании каждого рода я намерен показать те места, где они промышляются, а притом разность их доброты, и какие еще кроме мяхкой рухляди есть иные Сибирские товары.

Соболь, яко зверь находящейся в одной только Сибири, достоин первого места. Между оными есть такая разность, что цена в самой Сибири от 25 копеек прибавляется до 50 рублев и больше. Которые из хороших и средних соболей одинакой доброты, те по изъятии чрева или пупков складываются парами, и с внутренней стороны сшиваются вместе, так что шерсть остается снаружи. Напротив того [181] другие соболи, которые похуже, оставляются целы; но все разбираются по их доброте и по ценам, и связываются по сорокам. Ежели какой соболь так хорош, что другого такой же доброты ему под пару найти не льзя, то оной с прочими не мешается, но оставляется особливо. Ибо при сложении их парами смотрят того прилежно, чтоб оба соболи во всем между собою были сходны; потому что больше употребляются к шапкам на опушку, а к сему два потребны такие, которые бы имели между собою совершенное сходство. Но ежели кто хощет их употребить на что другое, то в том пары не препятствуют, для того, что их всегда опять разнимать можно. Между тем хорошие парами складенные соболи всегда бывают дороже, нежели каждой из них будет порознь. Одинакие лучшие соболи, к которым другого под пару подобрать не можно, называются Одинцы, парами складеные, соболи в парах, а целые простые, соболи в кошках.

Доброта соболей вообще хотя познается по цвету, и самые черные наилучшими почитаются, однакож притом смотрят еще и на некоторые другие обстоятельства, касающиеся до состояния их шерсти. А именно соболь есть рослой и густой, или пышной, когда он ловится в настоящее время, то есть зимою с Ноября месяца до Февраля. Напротив того летние и осенние соболи низши, и в [182] купечестве не причитаются к прочим соболям, но будто бы они были особливого роду, называются недособолями, и потому об них ниже сего упомянуто будет пространнее. На тех соболях, которые после Февраля в Марте и Апреле месяцах ловятся, шерсть примечается против помянутых, не столь тверда. Ибо соболь весною линяет, и в тоже время трется об деревья, и приходит в жар; и один другого трет, и от того шерсть, а особливо на задней части тела и на боках, склочивлется, и цена весьма умаляется.

Равным образом и в самой шерсти, есть немалая разность рассуждении длины и свойства оной. Та долгая шерсть, которая выше другой нижней шерсти выходит, и осью называется, есть собственно то, что соболя черным делает. А хотя также есть соболи, у которых ось не весьма черна, но красновата, или желта; или совсем бела; однако напротив того не найдется соболя, которой бы не имея такой оси совершенно был черен. Наипаче у хорошего и черного соболя по большей части смотрят на ось; и сие есть хорошее свойство, когда соболь много оси имеет, или по обыкновенному наречию, когда соболь осист. У наилучших соболей ничего кроме оси нет; у них вся шерсть бывает одинакой длины, и везде равномерно черна верху до низу. Притом не видно [183] нижней шерсти, которая б была между осью; и сие то называют обыкновенно на черной земле, или говорят соболь имеет черную мочку, потому что слово мочка, не токмо всю нижнюю шерсть в себе заключает, но значит и нижную часть оси.

Еще ж у соболей есть другой род шерсти, которая короче и ниже оси, и между оной усматривается длиною везде одинако. Оную называют Подосью и всего больше на соболях бывает. Ибо что выше о соболях объявлено, которые ничего кроме оси не имеют, и где следовательно подоса быть не должна, таких примеров мало. Наипаче и у самых лучших соболей по большой части несколько находится и подосы. Но тем уменьшается цена, чем соболь меньше оси, и напротив того подосы более имеет. У добрых соболей подоса бывает на верхних концах черная, а нижняя часть, или мочка, есть либо серая, либо красновата. Первое называется на осиновой, второе на красной земле. У серой мочки обыкновенно бывает и хорошая ось; и сие есть свойство соболя середней доброты. Напротив того соболь плох, когда он на красной земле, то есть, когда мочка красновата, и оси на нем либо ничего, либо весьма мало.

Сверх сего между подосью бывает еще некоторой род самой низкой шерсти наподобие пуха, что называется Подсадою. Она [184] находится как при осиновой, так и при красной земле; и в рассуждении своего множества цену соболей знатным числом уменьшает. Чтоб оную признать, то соболя ломают, или вертят; ежели оси от подосьи чисто отделяется, то подсады нет; а ежели где подсада есть, то она ось и подосу с низу присоединяет, так что она не скоро, или не весьма чисто, отделяется. Знание сих разных родов шерстей тем более нужно, чем различность сие находится и у других зверей, от чего по большой части зависит совершенное познание всякой мягкой рухляди.

Таким образом тот соболь плох, которой много подсады имеет, где подоса красновата, и мало или ничего оси нет; а тот будет лучше, где подсады меньше:, или со всем ее нет, где подоса сера с черными кончиками, где частая черная ось над подосою является, либо ничего кроме оси не видно, с простирающеюся до кореня чернотою. Сверх сего еще смотрят и того, чтоб соболь был велик, и имел бы хорошей глянец, Величина различается потому, самец ли соболь, или самка? А глянец на свежих соболях бываете обыкновенно лучше нежели на пролежалых, и в последнем случае говорится, что соболь отцвел. Сего ради требуется конечно великого искусства для отличения соболей по их доброте, дабы распознав в тонкость [185] всякую разность, можно было потому точнее определить каждого цены.

Знающей купец, смотрит соболей в ясную, погоду, когда небо от облаков бывает чисто, и то в светлице пред окном, в которое не светит солнце. Солнечное сияние блеском своим придает соболям глянцу более, нежели каков они имеют от натуры, а притом отнимает у них несколько черноты. Напротив того мрачное и облачное небо затмевает глянец, а умножает черноту. Для сей же самой причины не смотрит он поутру рано, так же и под вечер. Он сперва их трясет, чтоб шерсть прилегла гладко; вертит и ломает их в длину, и поперег, для узнания подсады; кладет их пред собою на землю; высматривает их из близи и поодаль, чтоб об оси и черноте точнее рассудить, также не вытерлись ли где, или шерсть не склочилась ли, — и наконец примечает величину, самец ли или самка, для того что самки несколько дешевле, и они не так велики, как самцы, а притом и шерстью не так густы, или пышны. Ежели он того с внешней стороны признать не может, то выворачивает кожу, где. ему показываются признаки тех удов, коими самец от самки разнствует. Сверх сего по выворочении кожи на мездре явствует по признакам, нележалой ли товар, и не побит ли от кори. Ибо сего на наружной [186] шерстяной стороне точно приметить не можно, кроме ежели в некоторых местах шерсть вылезла и плешины появились. Но на мездре видно и первое начало, как моль кожу проедает.

От чернения соболей происходит обман, которой знаток без труда избежать может. Их чернят либо настоящею черною краскою, либо без краски копченьем. Сие последнее узнавают тем, что кончики на шерсти скорчиваются несколько от дыму. Того ради соболя надлежит держать против свету, и потому рассуждать. Ежели копченье не давно учинено, то оное узнать можно и по духу. При первом способе, когда соболи настоящею краскою подчерниваются, не токмо скорчиваются на шерсти кончики, но соболи теряют и свой глянец. Сверх сего есть еще другой признак прямой, а именно что хотя красильщик старается токмо краску наводить на верхних кончиках шерсти, однако же и мочка в разных местах принимает несколько краски, и бывает пестра., что весьма скоро оказывается. Еще больше явен будет обман, когда красильщик подчернивает не токмо верхние кончики шерсти, но и всю мочку. От того соболь будет весьма черн, и чернее нежели от натуры обыкновенно бывает. Впрочем есть употребительная проба, что сумнительного соболя трут мокрым белым платком, и смотрят, не [187] принимает ли платок от соболя краски. Однако сей пробе во всем верить не должно; ибо есть красильщики, которые хвалятся, что они так, крепко чернить умеют, что к познанию того оной пробы не довольно. Сие наипаче о Китайском крашении известно, потому что иногда подкрашенные меха из Китая выходят, на которых краска так крепка, что белой платок от них ни мало не чернится. Такие Китайские мехи имеют всегда свой глянец, и никогда не делаются русыми сколь долго их ни носят, что нашим подкрашенным мехам вскоре приключается.

К сбережению соболей принадлежит сие средство, чтрб их хорошо складывать, и не держать в топленых покоях, потому что в противном случае отцветают. А знаток оное видит из того, когда кончики на шерсти, которые черны быть должны, русые становится, и глянец пропадает. Для сего сшивают нарочно сорочки из синей или черной китайки, или крашенины, так что оба концы тем сорочек не зашиты оставляют, потом берут соболей связанных за ноздри или глаза в руку столько, сколько в сорочку с теснотою уместиться может, и натягивают на них оную с головы к хвосту, а потом кладут их в ящике. Для отвращения, чтоб не вошел туда моль, полезны все пряные и сильно душистые вещи. В России употребляют [188] выхухоль, а в Сибири хвалят Китайский табак. И ежели опытам некоторого члена Парижской Академии Наук изданным в печать верить можно, то имеет такое же действие и овечья шерсть.

Что кажется до мест, где соболи ловятся, то вообще примечено, что наилучшие соболи находятся в самых отдаленных восточных местах, а прочие, которые по хуже и средней доброты, попадают в разных местах сплошь, самые же плохие в западных странах больше находятся. Еще ж и сие общая примета, что наилучшие соболи между плохими едва преимущество имеют пред плохими между лучшими. В старые годы бывали соболи и по сю сторону Сибири около Чердина и Пустоозера; но там уже давно выловлены. Тож случилось и в весьма многих Сибирских местах. Сей зверь любит отдаленные дикие густые леса. Чем больше где жителей населено, лесов вырублено, или дорог сквозь леса проложено. или лесов от неосторожного раскладывания огня погорело, тем меньше стало соболей. Прибыль привлекла превеликое число Российских промышленников, также и тамошние язычники с немалым старанием за соболиным промыслом ходить принуждены были, потому что не самого начала ясак с них сбирали соболями. Сие причиною было, что соболи в некоторых местах; так [189] вывелись, что и следов их более не осталось, о чем свидетельствовать могут Екатеринбургской уезд, Исетская провинция, и надлежащие к Тобольску слободские дистрикты, а именно Краснослободской, Ялуторовской и Ишимской, также и соседственные места всех городов, и вообще те, в которых много жителей, и где большие проезжие дороги проложены, и берега всех рек, по которым многие суда ходят.

Хотя от большого хребта, отделяющего Сибирь от России, до реки Иртыша и до Оби с Северной стороны реки Туры и Тобола и находятся соболиные мести, однако тамошние соболи почитаются всех хуже, редко попадается, которой бы стоял от дву до трех рублев. Наибольшая часть в тамошних городах, а именно на Верхотурье, в Туринске, в Тюмени, в Пелыме и в Березове покупается по 25, по 30 по 50 копеек. О Тобольске для того не упоминаю, что туды все, как хорошие, так плохие, соболи привозятся. Около Сургута и Нарыма соболи добротою превосходнее. Там попадаются такие, которые стоят 4, 6 и 8 рублев; однако больше от и до трех рублев бывают. Там же по обеим сторонам реки Оби есть соболиные добрые места. И понеже в густых лесах, по южной стороне сей реки простирающихся даже до Барабинской степи, ловят и жители Тарского уезда, то от того [190] происходит, что и в городе Таре, в окрестности которого соболей нет, иногда такие случаются, которые Сургутским в доброте мало уступают.

Напротив того Томской уезд имеет весьма мало соболей, и которые есть, те не лучше, как посредственные между Березовскими и Сургутскими соболями. В Кузнецком уезде есть их и больше и лучше. Цена там, как в Сургуте и Нарыме, но соболи с теми означенных городов неодинакого роду. О доброте Сургутских рассуждается по обыкновенным вышеписанным признакам; а Кузнецкие из того выключаются. Ибо шерсть на них тем бывает чернее, чем она ниже. Они же и не столь пышны. В соседстве Кузнецкого уезда лежит Калмыцкая землица, называемая Канкарагай, из которой также соболей на продажу возят в Сибирь: и хотя оные с Кузнецкими одинакого рода; однако иногда лучше еще удаются. Красноярской уезд некоторым образом богатее Кузнецкого; а соболи редко столь хороши бывают. Они токмо в том с прежними сходны, что почти такую же низкую шерсть имеют.

От Красноярска как к Востоку так и к Северу соболи становятся что дале, то лучше, и принимают опять обыкновенные свойства. Около Енисейска мало [191] промышляют. Большее число приходит из Мангазейского уезда. В обоих городах не редко продается пара по 30 и по 40 рублев. И такие соболи ловятся токмо на тех реках, которые с Восточной стороны в Енисей впали, а особливо на трех, так называемых Тунгусках, на Верхней, на Подкаменной и на Нижней.

В Иркутске, или паче в Иркутском, уезде, есть соболи разных родов; а из оных, которые привозятся с западной стороны реки Ангары чрез Тункинской острог, почти подобны Красноярским соболям. Около озера Байкала находятся лучшей доброты: а самых лучших привозят из Баргузина, и от верхней Ангары. Однако есть между оными и такие, которые ценою не стоят рубля или двух. В Илимском уезде главнейшей соболиной промысл есть при реке Киренге, и при некоторых других реках, которые с восточной стороны впадают в реку Лену, также и на вершине реки Нижней Тунгуски, токмо в тамошних соболях от преждеописанных не примечается великой разности.

Продолжение сообщено будет в следующем месяце.

Текст воспроизведен по изданию: Продолжение описание о сибирских торгах // Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие, Февраль 1756 года. СПб. Императорская академия наук. 1756

© текст - Соймонов Ф. И. 1756
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
© OCR - Иванов А. 2020
© ИАН. 1756