№ 59

Протокол Конференции. Предупреждение С.Ф. Апраксина о возможности сопротивления противника, указания о необходимости обезоружения населения и введении в обращение русских денег в Восточной Пруссии

№ 263

31 июля 1757 г.

...С чувствительною радостию из реляции вашей под № 149-м, из лагеря при Столупянах от 23-го числа сего месяца с порутчиком Розенбергом сюда отправленной, усмотрели мы благополучное всей вверенной в вашу команду нашей армеи вступление в прусские земли, с чем, оказуя наше особливое удовольствие, вас поздравляем, усердно прося всевышшего ниспослать свое святое благословение.

Бывшее с многочисленною партиею прусских гусар сражение малой партии наших легких войск, буде и не с великим было для сей последней авантажем, то однако ж и пруссаки похвастовать чем не имеют. За кем гнались с пять миль, тот уже довольно [172] побежден; но для нас всего удовольствительнее то, что по великой скорости, с каковою была секурсована малая партия, мы видим вновь великость вашей осторожности и изрядство чинимых вами распоряженей..

Все протчее содержание помянутой вашей реляции мы всемилостивейше апробуем. Но как и подлинно из сего хотя неважного сражения заключать можно, что неприятель не так твердо намерен ретироваться, как было думано, паче же причина есть верить, что он, буде не навстречу к вам итти, то по меньшей мере нажидать вас будет, ибо по реляциям наших в Польше министров, от которых без сумнения и к вам писано, мы усматриваем, что прусской тамо секретарь с уверением объявляет, что Левальду указ дан защищать Пруссию до последнего человека; то мы генералу Фермору и отсюда с нарочным подтвердили, дабы он старался скорее с вами соединиться.

По бывшим напред сего слухам, якобы все прусские мужики снабдены ружьем, хотя мы не видим теперь тому от вас подтверждения, однако ж не сумневаемся, что вы имели потребную предосторожность публиковать, дабы все приходящие (в наше подданство ружье свое, какое бы ни было огненное или белое нам отдавали, и сверх того действительно старание приложить оное у них отобрать. Сия осторожность для многих причин нужна. По меньшей мере буде и тогда на общую верность совершенно полагаться нельзя, то преступление становясь несравненно большим, большее бывает за то наказание, большее потому и опасение оного.

Амтманов, кои в подданство приходят и приводят свои амты, в должностях их оставлять полезно, ибо тем побуждаются и другие приходить в оное; но напротиву того, сколь скоро кто окажется подозрительным, таковых так же и сменять нужно, о чем мы вам токмо припамятовать восхотели.

P. S. Когда наша монета ходила с толикою удобностию в Польше, то сумнения нет, что оная в Пруссии, в покоренных нашему оружию местах, еще с большею удобностию ходить будет. В Польше доныне старанием вашим ходит оная довольно высоко, а именно по восемнадцати шестаков. А в Пруссии видится удобно и для щетов весьма короче могли бы наши рубли ходить ровно по четыре прусских гульдена, выдавая как из казны нашей, так и принимая в оную на сем основании. Однако ж и сие предается вашему рассмотрению, ибо при сем и то уважено быть имеет, что как полякам необходимо надобно туда провиант и другие припасы подвозить, то сие новое учреждение курса не воспричинствует ли им напрасное удаление.

Граф Алексей Бестужев-Рюмин. Князь Н. Трубецкой. А. Бутурлин. Граф Михаила Воронцов. Граф П. Шувалов.

ЦГАДА, ф. 178, д. 3, лл. 101-102 об. Подлинник.