№ 335

Письмо А.Б. Бутурлина П.А. Румянцеву об измене и аресте Тотлебена и назначении вместо него генерал-майора П. Д. Еропкина 316

21 июня 1761 г., Яловицы

Сиятельной граф, превосходительной господин генерал-порутчик и кавалер.

Что генерал-майор Еропкин от вашего сиятельства отзывается, а на его место определяется к вам в корпус генерал-майор князь Долгоруков, тому странная причина, а имянно: что генерал-майор граф Тотлебен за открывшуюся его с неприятелем не только не позволенную и вредительную корреспонденцию, следовательно самую измену, с общего совета всех штаб-офицеров его корпуса на марше своем в Померании, в местечке Бернштейне 19-го числа сего месяца арестован и ко мне везется, почему нужда требует генерала-майора Еропкина по его способности командиром над легкими войсками определить, а теперь сию команду имеет по старшинству полковник Билов.

И хотя ваше сиятельство сие происшествие, а особливо для неприятеля, в тамошних местах еще скрывать имеете; но как между тем слышно: 1-е, что он, Тотлебен, купил в Померании, хотя [759] неизвестно в котором месте, дом и сад за 2000 талеров, и на оной, так как и на конской его завод имеет от неприятельской стороны письменную сальвогвардию, да что торговал и купить хотел одну большую мызу, называемую Лупов за 96.000 талеров и что 2-е, во время бытности его в Померании запретил Столпскому почтмейстеру, чтоб письма, получаемые с Берлинской почты, никому иному в руки не отдавать, но паче, когда он во Гданске случился, прямо к нему туда отправлять; то в рассуждении вышеизображенного неожиданного обстоятельства вашему сиятельству рекомендую о том и о другом, а буде можно о чем либо и больше, хотя под рукою и без разглашения, но со основанием разведать постараться и меня как наискорее о том уведомить. Сверх того рекомендую по сему обстоятельству с Тотлебеном, не полагаяся уже более на его к вам бывшие рапорты о тамошних обстоятельствах, а особливо о неприятеле основательнее самим разведывать.

Вашего сиятельства послушнеиший слуга Граф А. Бутурлин.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1696, л. 188 и об. Подлинник.


Комментарии

316. Действия Тотлебена давно заставляли подозревать в нем изменника, и лишь отсутствие должной бдительности у руководства армии, а также наличие в ней большого количества генералов и офицеров немецкого происхождения, позволили Тотлебену так долго занимать крупный армейский пост. Характерно, что арест, как видно из документов, произведен был не по приказу сверху, а по решению офицеров его собственного штаба.