№ 304

Рапорт Г. Г. Тотлебена В. В. Фермору с описанием уничтожения военных объектов и материалов в Берлине и отходе за Одер

3 октября 1760 г., Франкфурт

Вашего рейхсграфского сиятельства имею честь еще рапортовать, что я в воскресенье пополудни в три часа из Берлина помаршировал по исполнении ордера вашего рейхсграфского сиятельства (а особливо при сем представляю во оригинале обои капитуляции, которые заключены одна с комендантом, а другая с городом).

По капитуляции, которая с комендантом заключена, все военные служивые прусские в плен взяты, а сколько каких чинов взято, потому ж прилагаю при сем ведомость; сколько цесарцам и саксонцам отдано и коликое число риверсов взято, о том завтра имею представить.

Коликое число артиллерии, аммуниции и знамен получено, представляю при сем же ведомость (в арсенале ничего не осталось, хорошие ружья отданы солдатам, а худые ружья — приклады отломаны и в реку Шпре брошены; то ж самое и с кирасирской и протчею аммунициею учинено).

Пушечной литейной дом вовсе разорен, что в два года ни одной пушки в Берлине лить невозможно будет; во оном же несколько разных саксонских старинных орудий было, которые малые орудии отданы саксонскому генерал-лейтенанту Чешвицу, також и цесарскому генералу-фельдцейхмейстеру Ласии, коих держав гербы на них имеютца, а большие без лафетов разорваны; славные ж два пушечные литейные мастера взяты мною, которых представлю завтрашнего числа.

Из всех магазинов провиант и фураж, которого великая сумма состояла, роздан как в российское ее императорского величества там находящееся войско, так и в цесарской ее величества королевы венгерской корпус; что ж за остатком состояло, то все брошено в воду с полевым военным экипажем, то есть мундирные и аммуничные вещи и прочие припасы, которые на предбудущую кампанию на всю прусскую королевскую армию изготовлены были, тож учинено.

Найденная соль, из которой несколько в раздачу употреблено в те корпусы, которые тамо находились, прочая ж продана за тысячу пятьсот рейсхталеров.

Все найденные пороховые мельницы подорваны, при котором несчастии последовало, что до десяти человек ранено и убито.

В Поцдаме заводы, где сабли и ружья делали, разорены ж и в воду поброшены, которое и чего цесарским корпусом не забрано, то все поброшено в воду; оными ж цесарцами взято из Поцдама в контрибуцию десять тысяч рейхсталеров деньгами, а находящейся тамо моей команде ни одного куска хлеба не отпустили. [694]

Не в дальном расстоянии от Шпондова славной ружейной завод сожжен.

От полутора миллиона, которые в контрибуцию следуют, взято деньгами пятьсот тысяч талеров, а в миллионе взят вексель и три городовые старшины, которой вексель при сем представляю, а деньги завтра к вашему рейхсграфскому сиятельству отправлю.

Королевскую казну я наиприлежнейше приказал отыскать господину бригадиру Бенкендорфу, а сколько всей суммы их собрано, завтрашнего числа рапортовать имею.

Равномерно всех лошадей приказал я забрать, из которых до трехсот кирасирских и драгунских под казну и под артиллерию в упряжку употреблено, с которых лошадей потому ж завтре представлю.

Всех обывателей от меня приказано было обыскать, и которые при них ружья найдены, поломаны и пожжены.

Королевской же весь замок приказал я осмотреть, только во оном ничего не найдено, как три сундучка, которые я тогда ж запечатав, имею завтрашнего числа представить, прочее же, что было, все перевезено в Магдебург.

Сего числа пополудни в шесть часов вся команда, которая со мною находилась, здесь чрез реку Одер перешла, а только осталось на той стороне ариергард и которые оставлены на сальво-гвардиях. Завтрашнего ж числа имею обо всем представить.

С нашей стороны урону при Берлине в порученной мне комисии в команде моей, а особливо при первой атаке совсем менее ста человек убито и ранено, о чем от меня и ведомость при рапорте прислана будет.

Напротиву того, с неприятельской стороны урон не малой, которые побиты и в дезертирах состоят. Побитых моими казаками до тысячи пятисот человек собрано было, которые неприятелем в ретираде от Берлина к Спондау потеряны в тогдашнее время; в плен же получено баталион Вуншев, две пушки, и егерской корпус, которые в тогдашнее время к его сиятельству господину генерал-лейтенанту и кавалеру графу Чернышеву отведены.

Тотлебен.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1676 «С», лл. 248-249. Подлинник.