№ 288

Протокол Конференции. Рескрипты П. С. Салтыкову и В. В. Фермору об освобождении П. С. Салтыкова по болезни от должности главнокомандующего и о назначении на эту должность фельдмаршала А.Б. Бутурлина

№ 454

17 сентября 1760 г.

1760 году сентября 17-го дня в Царском селе в .учрежденной при дворе ее императорского величества Конференции, ее императорское величество всемилостивейше соизволила объявить главным командиром заграничной армии его сиятельство генерала фельдмаршала и кавалера, графа Александра Борисовича Бутурлина. И потому определено послать к генералу-фельдмаршалу графу Салтыкову и к генералу графу Фермору рескрипты и в Правительствующий Сенат экстракт из протокола следующего содержания:

К генералу-фельдмаршалу графу Салтыкову.

Из реляции вашей без №, из Астерсгейма от 31 августа отправленной со многим сожалением усмотрели мы, что болезнь не только продолжается, и новой припадок жару сделался, но что вы принужденными себя нашли команду над армиею старшему по вас генералу Фермору поручить, испрашивая притом нашего дозволения отъехать вам в Познань с небольшою командою, дабы тем способнее о вашем излечении стараться можно было.

Что вы, между тем, несмотря на толь слабое состояние вашего здоровья, однако ж до указу нашего при армии остались, оное служит ко особливой нам благоугодности и как знак вашего к службе усердия.

Но, напротиву того, обстоятельства болезни вашей наносят нам крайнее прискорбие. Об операциях нынешней кампании мы теперь распространяться не станем, однако ж о том нельзя не упомянуть, что когда при начале болезни вашей вы, сложа с себя команду принуждены нашлись паки оную принять, дабы не допустить армию до уныния, то в неподлинном ожидании, скоро ли получите вы совершенное выздоровление, или не продолжится ли ваша болезнь и более, натурально не можем мы армию нашу без другого главного командира оставить, толь паче, что теперь действо вашей болезни и слабость маловремянной команды вновь чувствуем. Генерал граф Фермор в присланном при реляции своей журнале под числом от 30 августа доносит, что от стоящего под Глаговскою крепостью генерала Гольца с корпусом генерал-майора Вернер с шестью баталионами и четырьмястами драгун и гусар пошел к Франкфурту. И хотя ведал о Колбергской экспедиции, весьма не трудно было узнать, куда сей деташемент отправлен, однако ж сие так пропущено, как бы посторонее дело, так что не только потому не остережен бригадир Шваненберг и не послано вслед за сим деташемента, но ниже в рассуждении взято, что слабой генерал Гольца корпус тем еще гораздо слабее стал. [672]

Ясными подлинно снабден генерал Фермор наставлениями, и теперь дело идет к занятию уже зимних квартир, но толь худые примеры заставляют нас опасаться, что и при занятии оных многие несходствия приключиться могут. Сего ради, всемилостивейше позволяя вам с пристойною командою отъехать в Познань, пока армия еще в походе, или и на реку Вислу, ежели вы то за потребно найдете, и желая вскоре услышать о совершенном вашем выздоровлении, за необходимо потребно мы нашли нашего генерала-фельдмаршала графа Бутурлина отправить к армии главным над оною командиром, о чем и генералу графу Фермору указом от сего ж числа знать дано, для объявления во всей армии.

ЦГАДА, ф. 178, д. 17, л л. 45-46 об. Копия.