№ 247

Инструкция П. С. Салтыкова Я. А. Мордвинову о приемке прибывающих из России подкреплений, мероприятиях для отражения противника и о несении тыловой службы

12 июня 1760 г.

Остающемуся при реке Висле над корпусом, отделенным от армии, главным командиром господину генералу-лейтенанту и кавалеру Мордвинову…

В силе высочайшего ее императорского величества указу за выступлением главной армии от Вислы в дальнейшей поход оставляетесь ваше превосходительство с корпусом, состоящим в шестнадцати третьих баталионах пехоты и с несколькими эскадронами драгун, гусар и казаков для прикрытия завоеванного королевства прусского по сю сторону реки Вислы и знатных по сей реке в Эльбинге, в Мариенвердере, в Кульме, в Таруне и в других местах заготовленных на армию провиантских магазинов, а в команду вашу ныне при первом случае из генералитета определяютца генерал-майоры Трейден, Розен, брегадиры Черепов и Гайзер, и будучи при том зело важном посте поступать по нижеписанным пунктам:

1. Ваше превосходительство будучи известны о сем важном посте, сколь по отдалении армии нужно при здешних местах, а паче от Эльбинга до Мариенвердера от стороны Померании иметь от неприятеля крепкую предосторожность и его чрез реку Вислу в Пруссию не пропускать, то в рассуждении сего и не оставите, ваше превосходительство, без дальнего предписания употреблять всеудобвозможные способы, какие по обстоятельствам требовать будут; баталионы ж имеете расположить лагирем: восемь при Мариенвердере, четыре для работ при Эльбинге и четыре при Таруне к прикрытию тамошнего моста и магазинов, а для будущих при Мариенвердере войск можете, ваше превосходительство, место по удобности изобрать на высотах по горам, простирающим от Мариенвердера, а наведенной чрез Вислу мост сохранять в сделанном [585] нарочно для того ретраншементе одним баталионом с поставленными на оном пушками, и где то укрепление требует поправления, то не оставите привесть в исправное состояние, в чем на особливое вашего превосходительства, яко инженерному искусству знающего, попечение полагаетца.

2. Хотя ваше превосходительство с своим корпусом и позади армии находитца будете, и казалось бы, что неприятель не имеет большого способу на вас делать какое нападение, но паче всякого чаяния, дабы он с которой нибудь стороны не покусился искать своих авантажей, к сильнейшему против его супротивлению для умножения корпуса вашего большим числом, велено от меня находящимся ныне в Кенигсберге Куринскому и Нашебургскому пехотным полкам, которые как людьми, так и полковою артиллерию во всем комплекте состоять, немедленно оттуда выступить и в команду вашу следовать, то когда оные полки к вам прибудут можете их расположить по своему благоизобретению, смотря где наибольшая нужда и надобность требует.

3. Не довольно еще и того, как ваше превосходительство из особливого моего ордера уже известны, из Санкт-Петербурга водою на судах чрез Гданск девять тысяч человек рекрут к вам доставитца и для принятия оных там во Гданске с судов и препровождения в Мариенвердер, штаб-офицера с пристойною командою вам отправить велено, то когда и сии рекруты приведены будут, можете из них в каждом баталионе, которые в вашем корпусе состоят, сверх надлежащего комплекта по нескольку оставить, а затем уже протчих отправлять в Кенигсберг для укомплектования остающихся там шестнадцати третьих баталионов к генералу-порутчику и Пруссии губернатору Корфу, которому о том от меня знать дано; но притом вашему превосходительству наиприлежнейше рекомендую по приводе тех рекрут из Гданска, дав им отдохновение, старатца обучать исподоволь военной экзерциции и приводить во всякое к воинским обрядам исправное состояние и уже в беспрестанные караулы, а паче в работы отнюдь не употреблять, но во всем том поступать с ними с крайним осмотрением и бере-жением, а особливо и во время их приведения к солдатской должности безрассудительными штрафами отнюдь не отягощать, дабы они, яко новые и еще не приобыклые люди, тем во изнурение приведены быть не могли.

4. Сколько вам ныне от армии драгунских эскадронов, гусар и казаков оставлено будет, к тому еще в прибавок присовокупляютца следующие из России и находящиеся в марше уже в Польше подполковник князь Волконской с двумя тверскими, капитан Румянцов с двумя ж Нижегородскими эскадронами, которые уповательно в скором времени к Висле прибыть могут, почему и оных ваше превосходительство имеете принять в свою команду, и дабы оные к вам следовали, можете к ним от себя хотя чрез нарочных послать ордеры, а они по последним полученным рапортам находились, Волконской прошедшего мая 25-го числа в местечке Олецке, Румянцов апреля 30-го в Вильне. [586]

5. За всем тем ко умножению при вашем корпусе лехких войск, толь наипаче для употребления в разъезды к партии, оставляетца в вашей команде находящихся с пригнанными из Малороссии волами конных малороссийских казаков, сколько их всех за выбором в артиллерию, будет с принадлежащим числом их старшины, которых вы вскоре и получите, как только оные с теми волами к Мариенвердеру из Пруссии прибыть имеют.

6. Итак кажется, что ваше превосходительство какой имеете в своей команде корпус, с которым конечно всегда в состоянии будете неприятелю в случае его нападения довольное супротивление чинить.

7. В случае действительного неприятельского приближения при реке Висле в превосходных против корпуса вашего силах и покушения при мосте на сделанной ратранжемент, дабы мог тем овладеть и в Пруссию ворватца, при воспоследуемом нападении ваше превосходительство имеете тотчас достаточные к супротивлению распоряжении учинить и, перепустя чрез мост гусар и казаков, вначале из поставленных пушек, а потом из мелкого ружья чинить возможной отпор, употребляя все силы не токмо неприятеля недопустить, но с большою храбростию и авантажем прогнать; ежели же паче чаяния его немалочисленная артиллерия и превосходные силы принудили бы к тому, что в ретранжаменте никоим образом более держатца невозможно, в таком уже необходимом случае ночным временем пушки и все орудии и команду перевести на сю сторону реки Вислы, а мост обрубя, канаты разобрать, деревянные понтоны вниз спустить и, когда можно, к вашему берегу забрать; також и лес, в плотах лежащей по Висле, на сей стороне реки вниз ко Гданску велеть немедленно спустить, чтоб неприятелю к переправлению все дороги пересечены были и к своему авантажу он ничего получить не мог. Где же бы вознамерился мост наводить или иным способом перейти, до того старатца чрез поставленные пушки и всеми силами не допускать, употребляя к тому и оставляющуюся здесь резервную артиллерию, в пятидесяти орудиях состоящую, которой быть в вашей команде, а ко мне чрез нарочного курьера, отправленного чрез Тарунь в Познань и далее, где армия находитца будет, рапортовать и о том тот же час в Кенигсберг к господину губернатору генералу-порутчику Корфу дать знать и в прочих делах, касающихся до внутрь Пруссии, иметь с ним сношении.

8. При учрежденных провиантских и мундирных магазинах в Мариенвердере и в протчих по реке Висле местах иметь везде от команды вашей пристойные караулы, которым накрепко подтверждать о имении от огня наикрепчайшей предосторожности, и чтоб каким нибудь случаем лежащему в них провианту похищения учинитца или бы подосланными шпионами сожжены быть не могли; того для часовым никаких посторонних людей, как днем, так особливо ночью отнюдь к магазинам не допускать.

9. Оставляющимся при вашем корпусе от лехких войск казакам и гусарам рекою Вислою по померанской стороне от мосту до Таруни и по здешней стороне до Элбинга непрестанные разъезды и впредь к Коницу и Ландеку миль по пяти посылать малые партии, [587] а из драгунских эскадронов учредить в пристойных местах форпосты и при них поделать по три маяка, которые почасту определенным штаб-офицерам осматривать и о неприятельских обращениях и о их иногда вознамеренных движениях разведывая, примечать, и что когда ими услышано или усмотрено будет, о том чрез нарочных к вам тотчас рапорты присылать, а ваше превосходительство по тому можете потребные меры предпринимать.

10. По умалению от жаров в реке Висле воды накрепко наблюдать, и чрез нарочно посланных в тех местах, где мели появятца, измерить приказать, и где потому паче чаяния чрез всю реку броды найдутца, в тех местах умножить с пушками команды.

11. Все имеющиеся по берегам Вислы перевозные суда в диспозиции и под караулом вашим иметь и в случае иногда неприятельского к реке Висле приближения, с померанской на вашу сторону, где с войском вы находитесь, забрать, и в плотах плывущей и лежащей на померанской стороне лес весь к Данцигу и другие места ; вниз спустить, чтоб неприятель, получа оные, к переправлению для наведения мосту в свою пользу употребить не мог; а лодки рыбаловам и для перевозу отдавать хотя и дозволяется, однако с таким обязательством, чтоб по исправлении или как о приближении неприятеля уведано будет, в показанные места согнать и отдать на прусском берегу.

12. О находящихся во учрежденных при Мариенвердере, в Бишовсвердере и Элбинге гошпиталях, оставленных от выступивших в поход полков больных, о которых ведомости можете от тех гошпиталей получить, крайнее попечение иметь и надлежащими по их болезням медикаментами чрез определенных докторов, штаб и полковых лекарей и подлекарей с прилежанием медикаментами приказать пользовать; також по регламенту определенною пищею и протчим с хорошим призрением довольствовать, и когда потребна на то будет некоторая денежная сумма, то оной требовать от обер кригс-комиссара Воейкова, оставляющего здесь при реке Висле, а чтоб все то добрым порядком в гошпиталях содержано было и больные подлежащее сполна получали, не оставите ваше превосходительство нередко сами чрез будущего у вас подкомандного генералитета их посещать, а особливо обер-кригс-комиссару Байкову о сем, яко по его должности принадлежащему делу, подтверждать, чего ради он имеет состоять в вашей команде, а кои от болезни выздоравливать будут, тех за полками к армии не отправлять, но прикомандируя к полкам в очередь, в караулы и протчие исправлении употреблять.

13. В силу высочайшего ее императорского величества рескрипта транспортирование из Кенигсберга и Пилавы и приготовление вновь провианта и фуража в здешние по Висле магазины и продовольствие здесь в Пруссии будущих войск, равномерно же и подвозка из оного потребного числа вслед за армиею единственно поручена в попечение господину генерал-майору Яковлеву, определенному в должность генерала-провиантмейстера, то и не остаетца вам о том иметь заботы, только рекомендую вашему превосходительству [588] по требованиям его, господина генерал-майора, к сему исправлению и выгрузке с судов в магазины провианта, как офицеров так и работных людей от баталионов давать беспрепятственно и всякое вспоможение от команды вашей чинить, чего ради из полков всех сверхкомплектные штаб, обер и унтер офицеры при третьих баталионах с вами при реке Висле оставляютца и недостатка вы в том иметь не можете.

14. Приезжающих из разных мест в Мариенвердер с письмами куриеров и штафеты, когда ордером знать дано будет, что армия уже от Вислы отдалилась и к Познане помаршировала, то оных вслед за армиею чрез мост померанскою стороною не пропускать, а велеть на Гроуденц к Кулме следовать по учрежденной почте к Таруни, а оттуда до тех мест, где армия находитца будет; чрез учрежденные от лехких войск нарочные почты привозимы быть имеют по сему, равномерно разумеется о везущей из Кенигсберга денежной казне, аммуниции и протчем, чего в здешнем лагере армия дождатца не могла, отправлять прусскою стороною чрез Тарунь вслед за армиею.

15. Когда при выступлении армии оставлены будут кирасирские, драгунские и подъемные осадные, либовые и зачесавшие лошади, раздав оных по амтам и приказать в прежнее состояние приводить и либовых довольствовать полевым кормом на отведенных лугах.

16. Стоя в лагерях, от неприятеля иметь крепкую предосторожность и к походу в ежечасной готовности состоять, дабы по первому ордеру, куда повелено будет, выступить могли, а до того обучать военной экзерциции, в лагере и около оного чистоту наблюдать и строгую дисциплину содержать, обывателям обид и разорения не чинить, изгородь не ломать, хлебов не толочить и без отводу на луга лошадей не пускать, а единственно всего удовольствия и показания от лантрата Вальдека требовать.

17. Как оставшие по распределении формированного корпуса от укомплектования фузелерных полков штаб и обер офицеры, за неимением при армии порожних мест, оставляютца при вашем корпусе, где также они до случившихся ваканцей сверх комплекта состоять имеют, то ваше превосходительство изволите, из оных выбрав, определить за комендантов в Мариенвердере для всяких распорядков и свидетельства на почтовом дворе писем одного, дав ему для караула небольшую команду в Таруне и в Элбинге, по одному ж и все оные в вашей команде быть должны; о находящихся теперь там подполковниках Мезенкамфа по смене отправить к отставке в Санкт-Петербург; полковника Нумерса и подполковника Бриммера к их полкам, равным же образом буде и другие штаб и обер-офицеры, кои выступивших с армиею в поход полков, при каких делах находятца, сменя их теми ж сверхкомплектными, немедленно к полкам отправить.

18. Чтоб о неприятельских обращениях из Померании бесперерывные известия вам иметь, в том необходимая надобность есть и для того употреблять к сему делу, изыскивая способных и надежных людей, а к приласканию их и в награждение выдавать деньги [589] по вашему рассмотрению на счет экстраординарных расходов, коих денег и требовать от обер-кригс-комиссара Байкова, на первой случай хотя до пятисот рублев, а ближайшие уведомлении о происхождениях в Померании можете получать от находящегося во Гданске резидента Мусина-Пушкина, с которым иметь вам беспрерывную переписку.

19. По всем форпостам и в полках при лагере велеть накрепко смотреть, чтоб никакие посторонние люди не шатались и под тем видом шпионы проходить не могли, а особливо жидов не пускать, также и сие примечать надобно, чтоб при полках, баталионах и нигде никаких волонтиров не. было.

20. В Элбинской территории, как и в других местах, за худобою роздано было прошедшей осени двести волов на корма, того ради оных приказать чрез три недели осматривать и сколь скоро поправятца, то разобрав негодных в повозки, раздать, в гошпитали для употребления больным в пищу, взамен тому, чем бы у подрядчиков по дорогим ценам мясо покупать, а годных отдавать в ведомство походной провиантской канцелярии для подвозу провианта.

21. В Пруссии в Тилзицком и Гумбинском департаментах находитца на кормах оставших за выбором в артиллерию более четырех тысяч волов, коих всех чрез посланной от меня к генералу-порутчику графу Корфу ордер велено отправить к армии, и как оные в Мариенвердер пригнаны будут, то ваше превосходительство имеете из оных половину отобрав, отправить в армию с одними имеющимися при них згонщиками, придав к лучшему за ними смотрению несколько обер и унтер-офицеров с небольшою командою, а старшин и казаков всех оставить в вашей команде, как о том в 5-м пункте предписано; другую же половину тех волов оставить при Висле для раздачи негодных в повозки по гошпиталям, а из годных несколько отдать в провиантское ведомство для подвозки провианта, также и ко употреблению под остающуюся на Висле в резерфе артиллерию.

В протчем, чего бы в сей инструкции и не изображено было, но к высоким ее императорского величества интересам за полезное преусмотритца, в том вашему превосходительству, яко искусному генералу, поручаетца исполнять без упущения времени по вашему рассмотрению, а к главной команде, что учинено будет, немедленно репортовать.

ЦГВИА, ф. ВУА. д. 1676 «С», лл. 116-121. Копия.