№ 207

Из журнала военных действий армии П.С. Салтыкова.

Описание обстановки и хода сражения под Пальцигом

12 июля 1759 г.

9-13 июля 1759 г.

9 июля. В 4 часа пополуночи, по пробитии генерального марша, из Бора вся армия выступя, из состоящего при местечке Баби Мост лагиря, маршировала следующим образом до деревни Гольцин на Брандебурской границе: наперед господин генерал-квартермистр фон Штофель со всеми подлежащими до его команды, також и с командированными от полков для поправления дороги пионерами под обыкновенным прикрытием следовал для занятия будущего лагеря.

Первая дивизия маршировала правым флангом на мельницу Гинтер, оставляя деревню Кранцих влеве в версте, при которой, перешед разграничивающий Польшу от Брандебургии ручей, до назначенного при деревне Гольцин лагеря следовала, куда прибыв, расположилась благополучно; ее обозы следовали тем же трактом по левую сторону полков, а кирасирские полки прикрывали оную с правой, яко опасной от неприятеля стороны.

Вторая дивизия, при которой главнокомандующий присутствовать изволил, а за ней и обсервационный корпус, також генерального штаба экипажи, затем походной комиссариат, провиантское правление, инженерная команда и артиллерийский парк, за коими обозы второй дивизии и обсервационного корпуса следовали тем же трактом по левую сторону своих полков, а конные гранодерские полки перед второю дивизиею сею ж дорогою маршировали на деревню Неикранцих; от местечка Баби Мост до оной деревни 5 верст.

Дорога при выезде от местечка полем, потом поднимаетца на отлогую гору, оттуда продолжаетца пахотными не весьма ровными полями до деревни Кранцих; в левой стороне в двух верстах находились леса, за которыми лежит не малое озеро. Деревня Кранцих состоит на самой Брандебурской границе на небольшой горе при текущем из лежащего под деревней Голцин озера ручье, которой делает границу между Польшею и Брандебургиею. Оная деревня принадлежит, а от баму Бестрон 188; в ней крестьянских 43 двора; от деревни Неикранцих до первой Бранденбурской деревни Гольцин, при которой лагерь состоял — 200 сажен.

Дорога сперва при Кранцихе спускаетца под гору и лежит Вброд чрез разграничивающий Польшу с Бранденбургиею ручей, потом поднимаетца на гору при деревне Гольцин, а деревня Гольцин лежит на крутой горе при выходящем из вышеписанного озера с стороны залива и принадлежит дворянину Стощу; в ней владеющего дворянина каменной дом, крестьянских 20 дворов. [458]

Ариергард следовал на таком же основании и в прежнем числе, как в прошедшем марше было ему предписано, також и генерал-майор Тотлебен в силу ж прежнего предписания о марше, раздели легкие войска в две части, одною прикрывал сзади, а другою чинил разъезды с правой стороны.

Вся показанная от местечка Баби Мост до деревни Гольцин дорога песчаного грунту с камнем, почему как в марше, так и в езде затруднительна.

Гаубт-квартира была занята в деревне Гольцин в доме владеющего той деревней.

Расположение сего лагеря состояло в две идущие левым флангом к лежащему озеру в заворот линии и занимая высокие ко овантажной обороне против неприятеля места состоял, нерегулярно правой фланг прикрывав лежащий неподалеку буерак, потому, ж и левой примыкая к лежащему между деревень Гольцин и Кромске озеру, которое прикрывало сзади весь лагирь, почитатца мог от нападения безопаснейшим не меньше ж и в прочих выгодах, как то: по состоящему немалому озеру в воде там и за имеющимися лесными местами в дровах недостатку не было; к довольствию лошадей употреблялся всякой кошеной с полей хлеб.

Командированной от генерал-майора графа Тотлебена с партиею наперед в местечко Цилихау для собрания контрибуции капитан Ковач, туда прибыв, собрал контрибуции 3000 талеров. Також и что подлежит до хлеба и фуража, то он сколько сыскать можно, тамошних обывателей обязал поставить, а притом послани з достаточным числом гусар для занятия того ж местечка Цилихау караулами и к раставлению около оного пикетов, також и осмотру чрез реку Одер броду, полковник Зорич, прибыв туда, оное заступил и в 5 удобных к предосторожности местах по разным дорогам отводные пикеты учредил и, брод чрез реку Одер ос-мотря, к переправе конницы нашел неспособным и, несколько скотины в деревнях собрав, в генеральное дежурство представил, а контрибуционные деньги велено отдать в ведомство подполковнику Гурьеву; получено от него ж генерал-майора графа Тотлебена известие, что неприятельской от Свибуша идущий авангард к местечку Цилихау прибыл, за которым и вся неприятельская армия следовала, что видя бывшая во оном местечке наша команда из оного вышла и в добром порядке, перестреливаясь с преследующими за оную неприятельскими гусарами, к команде его генерал-майора Тотлебена прибыла, в кое время пленен от оного один гусарской вахмистр.

Его высокографское сиятельство по прибытии в деревню Гольцын и не заезжая в гоубт-квартиру изволил прямо проехать как для рекогносирования отведенного при сей деревне под лагирь, так и окольних тому мест, а пополудни в 4-м часу опять изволил персонально поехать с командующими дивизиями генералами и генерал-квартирмейстером Штофелем для рекогнисцирования неприятельского лагиря, которой тогда, сближась в расстояние полтора [459] мили, занял свой лагирь при местечке Цилихау, но наступившей скоро вечер в том воспрепятствовал.

С утра небольшой туман, потом во весь день ветреная с проходящими облаками погода продолжалась.

10 июля. Во ожидании генерал-лейтенанта Мордвинова, которой с своим корпусом следовал от Познани к главной армии, при сем лагере был роздых.

Пополудни в 3-м часу его высокографское сиятельство главнокомандующий изволил вторично ездить для рекогносирования неприятельского лагеря и, начиная от правого фланга, которой примыкал к местечку Цилихау, проезжал вдоль по всему фрунту; во время сего рекогносирования выведены были на половину между нашей и неприятельской армии дороги для лутчей безопасности и прикрытия главнокомандующего особы три обсервационного корпуса полка с их принадлежащею артиллериею и несколько эскадронов тяжелой кавалерии, а во время возвратного проезда его высокографское сиятельство изволил объездить и осмотреть все учрежденные с нашей стороны форпосты.

Перед всем лагирем сделан ретранжамент, работные находились Со всех полков, и каждые пред своим полком производили работу.

Генерал-майор граф Тотлебен, едучи осматривать раставленные с нашей стороны форпосты, усмотрел несколько эскадронов неприятельской конницы, которая с своего правого на левое крыло чрез деревню Буков пробиралась и, наехав на наши отводные караулы, перестреливатца стала, который за превосходною неприятельскою силою ретироватца начал, за коим один неприятельской гусарской эскадрон, оставя протчих, вдогонь шол, то он генерал-майор, взяв 4 эскадрона гусар дал оному поближе к деревне подойти и, заехав к нему, стал совсем отрезан и, напав, почти всех разбил и прогнал, в которое время приспевший ко оному сикурс несколько раненых с собою увез, а на месте осталось 25 человек побитых, да в полон взято 5 человек, в коем числе три раненых. Явилось из прусской армии дезертиров 4 человека.

С утра небольшой дождь, потом во весь день ветреная с проходящими облаками погода продолжалась.

11 июля. Хорвацкие гусарские эскадроны к главной армии в 6 часу пополуночи прибыли и в показанном месте лагирем расположились.

Его сиятельство главнокомандующей армиею генерал и кавалер граф Салтыков изволил поехать поутру весьма рано с командующими дивизиями генералами положения места неприятельской армии рекогносировать и, осмотря оное со всех сторон, в 3-м часу пополудни приказал Всей армии, оставя все тяжелые и легкие обозы, также походной комиссариат, провиантской запасной магазейн, полевую аптеку и все подлежащие до гоубт-квартиры команды, при достаточном прикрытии при деревне Гольцин, а взяв при себе тридневной провиант к деревне Буков маршировать, которые построившись фронтом и оборотясь направо дефилировали на деревню Клемцих. [460]

От деревни Гольцин до деревни Клемцих 1 верста. Дорога сначала от деревни Гольцин идет ровным полем, потом, спустись в лощину, продолжаетца оною, после поднявшись на гору, лежит полем, переходит чрез боровой лес, при выезде из которого небольшой спуск и подъем; на отлогой взвалок до деревни Клемцих; в ней 20 дворов и лютерская кирка, а кому она принадлежит, о том за неимением жителей справитца было не у кого; от деревни Бук 3 версты.

Дорога лежит пахотными полями, а при самой деревне подни-маетца на гору; во оной деревне 25 крестьянских дворов, панской каменной дом и лютерская кирка, а кому оная деревня принадлежит за не бытностию в ней жителей неизвестно; вся оная дорога по причине песчаного грунта и лесных мест к езде не очень способна, всего расположением от деревни Гольцин до Бук 10 верст.

И пришед ко оной деревне, вся армия пополуночи в 1 часу отдыхала до 3 часов, а главнокомандующей изволил ночевать во оной деревне Буков.

12 июля. Пред выступлением армии от деревни Бук получено известие, что неприятель на оставленной при Гольцин обоз нападение учинить намерен, то его сиятельство главнокомандующей армиею генерал и кавалер граф Салтыков приказал генерал-порутчику князю Голицыну по той способности, что обсервационной корпус, следуя позади, находитца от обозу недалеко для прикрытия оного деташамент отрядить, куда генерал-порутчик Фаст с

3-м и 4-м формированного корпуса полками и с брегадною артиллериею отправлен, а генерал-майору графу Тотлебену приказано, оставив часть легких войск при армии, с достальными для защищения обоза следовать, куда идущей от Познани под командою генерал-порутчика Мордвииова авангардной корпус, которой от обоза не далее 10 верст ночевал.

Армия ее императорского величества маршировала июля 12-го дня от деревни Бук чрез Глаговской дистрикт, оставя деревню Рак вправе, а деревни Пальциг, Шенборн и Никерн, между которыми и местечком Цилихау тогда стояла прусская армия лагирем; верстах в трех влеве. Неприятель, увидав сие движение, ожидая от нас атаки, прикрывал левой фланг свой кавалериею и снял на оном стоящие палатки, усмотри же что наша армия мимо его промаршировала к деревне Пальциг, поблизку которой были большие из Цилихау к Кросену и Франкфурту дороги, которыми неприятель хотя овладеть, а особливо в рассуждении того, что оных способных к маршированию армии дорог к помянутым местам по сю сторону реки Одера не находится, снял в скорости свой лагирь и пошел на деревни Кам к Мозе на кросенскую дорогу, к которой однако ж тогда уже наше правое крыло примыкало и занято было сильною батареею. Поход его сперва продолжаем бил колоннами прямо на наш фрунт под прикрытием кавалерии. Его сиятелство главнокомандующей генерал-аншеф граф Салтыков приказал тотчас построить ордер де баталии, а имянно: на правом фланге первая дивизия под командою генерал-аншефа и [461] кавалера графа Фермора в две линии, ко оной в средине примыкала вторая дивизия под командою генерал-поругчика Вилбоа, в двух же линиях на левом крыле новоформированной корпус под командою генерал-лейтнанта и кавалера князя Голицына. А как усмотрено, что неприятель большою частию своей армии шол колоннами на наше правое крыло по кроссенской дороге, то главнокомандующей приказал поставить поперек оной дороги у правого крыла силную батарею. Перед всею первою линиею в близости находился лес с частыми прогалинами, как на плане явствует, которыми неприятель принужден был двумя чрез малой ручей мостами дефилировать и к нам проходить колоннами.

Неприятель, заняв за лесом находящиеся вышины, установил на оных 7 батарей и началась с обеих сторон в 3 часа после полудни сильная пушечная пальба, которая целой час продолжалась, потом напал неприятель по кросенской дороге колоннами на мне правое крыло, но будучи встречен со упомянутых наших батарей сильным огнем, не дойдя до фрунта, за лес ретироватца принужден, где под прикрытием кавалерии снову устраивался; однако ж и там из наших единорогов бросаемых бомб не малой урон терпел. Вскоре после ретирады следовало второе неприятельское нападение на правое ж крыло, однако ж равным образом как и прежде был сбит и прогнан с великим уроном и в крайнем непорядке; полки наши при всех неприятельских атаках были неподвижны и продолжался всегда беспрерывной пушечной и оружейной огонь в желаемом порядке, и как во время продолжающегося огня, так и в неприятельские ретирады наполняемы были убитых и раненых места из стоящих за первою линиею резервов. После оного приближалась вся неприятельская армия и распространялась против половины нашего фрунта с правого ж крыла, по которой, хотя от наших батарей сильной огонь с крайним уроном неприятеля и производился, только приближению к нашему фрунту совсем воспрепятствовать было не можно; итак началась третья и главнейшая неприятельская атака. Огонь с батареи и мушкетной производился с крайнею жестокостию от обоих сторон; не малое время сверх того покусился он послать полка пехоты под прикрытием находящихся на нашем правом фланге за луговым и сухим болотным положением гор в намерении ворватца во оной, которые по выходе из за гор учрежденными на оном нашем фланге сильными батареями, кои весьма оной очищали, а особливо шуваловскими гаубицами, так встречены были, что вскоре вправо ко отакующей наше правое их пехоте бежать принуждены были. Многие из сих 4 полков, не стерпя сильного наших батарей действия, бежали рассыпавшись за упомянутые горы в леса и после явились в нашей армии. При сем случае ударил чугуевской казацкой полк в копья на спешащую к соединению со атакующими наше правое крыло пехоту во фланг и, поколов многих, отбил одну полковую пушку. Сия главная неприятелская атака производилась с такою жестокостию, что к нашему фрунту пришла весьма близко, но бывшая за нашею первою линиею под предводительством [462] генерал-порутчика Демику и генерал-майора Гаугревена [кавалерия], неприятелю не дав пользоватца успехом, вскорости оного с немалым уроном в бегство обратила. При сей атаке претерпел неприятель великой урон и при означенном случае убит генерал-порутчик Демику пушечного картечью. На левом нашем фланге стоящие полки имели весьма авантажную ситуацию: фрунт оных прикрывала идущая от деревни Никерн болотистая речка и озеро, чрез которую також и на мельнице Эйхе плотиною проезд был только узкой, к которому приближающейся неприятель артиллериею формированного корпуса, великой урон претерпя, ретироватца принужден был и производил с установленных за означенною речкою батарей сильною пушечную пальбу по левому нашему флангу, стараясь привесть оной в замешательство, между тем послал несколько эскадронов кавалерии к деревне Никерн, чтоб во оной по имеющемуся мосту, перешед упомянутую речку, атаковать наше левое крыло, что усмотря командующий легкими войсками генерал-майор граф Тотлебен приказал означенную деревню зажечь, что и учинено в самое неприятельское к деревне приближение и тем способом удержано было намерение; чтоб переход чрез упомянутую речку по мельничной плотине сделать также неприятелю вовсе невозможным, учредил артиллерии генерал-порутчик Гонмер против плотины у мельницы Эйхе батарею, чрез что и за широким болотом на левом крыле оружейного огня не производилось.

Усмотря ж командующий генерал-аншеф граф Салтыков, что правое крыло наше не малой огонь терпеть принуждено, приказал взять формированного корпуса первой и пятой мушкатерские полки для подкрепления нашего правого крыла и из оных в продолжающейся сильной от неприятеля огонь в первую линию вступил пятой мушкатерской полк, а первой оставлен в резерве за второю линиею; и так отбит был неприятель и в сей раз с крайним уроном, которой за лесом построясь и подкрепившись новыми силами, в четвертый атаковать отважился теми полками, кои не имея мушкетного огня против нашего левого фланга, за рекой стояли; с подкреплением немалого числа кавалерии с равным прежнему устремлением на подкрепление новыми людьми наша линия такой сильной отпор делала, что к получению оному успеха никакой надежды не было, и напоследок добрым во всем распоряжением, непоколебимою и отменного храбростию нашей первой линии, потому ж и ужасным действием артиллерии и от оной претерпенной неприятелем великой урон принудил оного в восемь часов ввечеру в крайнем беспорядке, оставя на месте баталии не малое число пушек и раненых, искать спасение бегом, а кавалерия неприятельская для лучшего прикрытия бегущую пехоту чинила потом в разных местах покушения, подъезжая близ нашего фрунта, почему главнокомандующей генерал и кавалер граф Салтыков приказал нашей кавалерии и всем лехким войскам гнать бегущего в беспорядке неприятеля. Пехота обеих линий, удержав неподвижно своих мест, по приказанию маршировала всем фрунтом вперед [463] и, пройдя где начиналась неприятельская атака, за наступающею темнотою остановилась. Потом по приказанию командующего шефa о получении над неприятелем толь совершенной победы при собрании генералитета отпет благодарственный молебен. По окончании оной первой дивизиею сделан баталион карей и производись пушечная пальба и беглой огонь, а посланная в погонь за неприятелем кавалерия, возвратясь, привела с собою немалое число пленных; в дальнейшем же при следовании за неприятелем препятствовала уже наступившая ночь, однако лехкие войска над неприятелем чинили разные поиски и нападения, от коих оной беспрестанно пушечного пальбою отбиватца принужден был. По окончании толь счасливой баталии армия ее императорского величества, отступя несколько назад от места баталии, расположились лагирем при деревне Пальцых.

От деревни Бук до деревни Пальциг или до местечка баталии 9 верст 400 саж.

Дорога сначала продолжаетца полем, потом переходит через боровой лес, из которого выходя лежит пахотными полями, наконец проходя чрез небольшой перелесок продолжаетца до деревни Пальцих пахотным ровным полем. Деревня Пальцих принадлежит бывшему прусского двора обер гофмаршалу Стошу; во оной огромной его каменной дом, лютерская кирка, крестьянских 30 дворов; грунт земли серой с песком, дорога по причине полевых мест и способного грунта в езде не весьма затруднительна.

Генерал-лейтнант Мордвинов, с своим корпусом, також и отделенные от обсервационного корпуса для закрытия обозов 3 и 4 мушкатерские полки по окончании баталии прибыли и з главной армиею соединились.

Расположение сего лагиря было следующее: первая дивизия на правом фланге в две линии, вторая дивизия в средине в две же линии, обсервационной корпус на левом фланге, коего передняя линия со второю дивизиею делала, тупой угол; авангардной корпус расположен был в средине между обеих линий первой дивизии в одну линию, кирасирские полки стояли против правого фланга под горой, а конные гранодеры, примыкая к левому флангу, расположены были в две линии; перед фрунтом находились озера с протекающею сквозь оные с болотистыми берегами речкою, левой фланг прикрыт был подходящим лесом, и перед правым флангом имелось сухое болотное место, а позади лагеря не малым полем; во время кампирования при сем месте к содержанию армии, как в воде, так и дровах никакой нужды не имелось.

День был благополучной и при небольшом ветре весьма жаркой.

13 июля. Командированными от полков командами погребаемы были лежащие на месте баталии храбро кончавшие жизнь свою с нашей стороны побитые тела, тако ж и неприятельские, которых зарыто 4220.

День был жаркой и тихой.

ЦГВИА, ф. ВУА; д. 1670, лл. 91-98об.


Комментарии

188. Так в тексте.