№ 205

Реляция П. С. Салтыкова императрице Елизавете о выступлении армии из Познани и о действиях разведывательных отрядов

№ 9

28 июня 1759 г., лагерь при местечке Янковицы

Вследствие предыдущих моих всенижайших реляций имею честь вашему императорскому величеству с глубочайшим подобострастием донести, что я, по распоряжении всех в Познане надобностей [451] и оставив авангард под командою генерала-порутчика Мордвинова при Познане для закрытия до усмотрения неприятельских движений, с достатною армиею вчера выступя, 20 верст перешел и при местечке Янковицах на удобном местоположении лагерем стал. Наши легкие войска стоят на такой вышине, откуда неприятельской авангард не далее полумили, а достальная армия верстах в восьми; больные при Познани с надлежащим присмотром в попечение тамошнего коменданта полковника Далке оставлены, и в форштате вмещеные пушки и мортиры, о коих в результате упомянуто, в пристойных местах на вал взведены. Для окончания укрепления около города полковнику Далке поручено по 600 человек в работу употреблять и стараться оною окончить. Вагенбург по сю сторону реки Варты на горе в авантажном и несколико укрепленном месте поставлен, при котором четыре полка а имянно: Троицкой, Азовской, Вяцкой и Белозерской под командою полковника Розенберга, яко старшего, оставлены.

Вчера к вечеру командирован генерал-майор Тотлебен с легким войском для нападения на рассвете на неприятеля, которой порученное ему дело так рачительно и храбро исправил, что на самом рассвете левой фланг неприятельского авангарда вброд чрез болото атаковал с таким устремлением, что оной тотчас в конфузию приведен, на месте более ста человек побито, а в полон одного прапорщика, одного унтер-офицера и десять человек гусар черного, Малаховского и Путкамера полков взято; с нашей стороны убит один венгерского полку порутчик и ранен один старшина, а как велик протчей урон, еще рапорта не получено.

После сего сражения усмотрено, что вся прусская армия в движение пришла и маршировать стала, куда для примечания движений партии разосланы и сейчас от брегадира Краснощокова рапорт получен, что он с двумя его команды полками с марширующим неприятелем перестреливается, а кавалерия оного весьма торопко марширует и по казакам из пушек стреляет, и таким образом следует в сторону местечка Казимир, которое отсюда в полторы мили.

Все пленные допрашиваны, из коих прапорщик объявил, что он из авангардного корпуса, в котором восемь баталионов пехоты, три полка гусар и один баталион драгун, а при каждом баталионе по 4 пушки; о главной же армии он не знает, в коликом числе оная, только слух носится, что короля ждут.

Напротив того, явившейся Черного гусарского полку дезертир сказкою показал, что король прусской вчера с 15 баталионами пехоты и с двумя гусарскими полками да 18-ю больших пушек к армии прибыл, как ваше императорское величество оное из приложенной при сем его сказки всемилостивейше усмотреть изволите. Итак, я отсюда с армиею далее следовать не могу, пока не увижу прямое неприятеля намерение, и пока оной совсем из здешних мест выжит не будет, опасаясь, чтоб на Познань и на вагенбург от него какое покушение не было, или к Висле какой либо деташемент не послан, ибо полковник Перфильев, которой по ту сторону реки Варты разъезды чинит, рапортовал, что на той стороне [452] прусская партия примечена, которая по сказкам обывателей к Рогожину следовала, куда он свою партию для разведывания отправил; а между тем уведомясь от генерала-майора Тотлебена и от брегадира Краснощокова, что неприятель далее пошел, в таком рассуждении я в Познань ордер послал, чтоб весь обоз к армеи завтра следовал в препровождении трех полков пехотных под командою бригадира Бранда, а Троицкому полку велено в гарнизоне остаться, також и авангарду до дальнего ордера там пробыть.

Напоследи имею честь вашему императорскому величеству поднести план здешнего лагеря и учиненное мною вновь расписание всему генералитету и полкам.

При самом окончании сего от бригадира Краснощокова рапорт получен, что он из неприятельского обоза десять фур отбил и большую аптеку взял, которая опрокинулась и все в оной разбилось.

Петр Салтыков.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1669 «С», лл. 35-36 об. Подлинник.