№ 190

Инструкция В. В. Фермора П. А. Румянцеву, командующему корпусом, расположенным на Висле 173

11 мая 1759 г., главная квартира при Швеце

Во исполнение высочайшего ее императорского величества именного указа за выступлением главной армии в дальнейшей поход, ваше сиятельство с корпусом, состоящем в восьми полках [412] пехоты и с несколькими эскадронами драгун и гусар и казаков, з двумя генерал-майорами и двумя бригадирами для прикрытия завоеванного королевства прусского по ту сторону реки Вислы и знатных по той реке в Эльбинге, в Мариенвердере, в Кульме и в Таруне заготовленных на армию провиантских магазеинов оставляетесь и, будучи при толь зело важном посте, поступать по нижеписанным пунктам.

1-е. Вначале сообщаетца вашему сиятельству в высшем секрете запечатанной единственно для вашего одного сведения концертованной план операций нынешней наступающей компании, на которой взирая, можете вы известны быть о пребывании армии и что вашим корпусом в свое время учинить повелено. А сверх того рескриптом из конференции ее императорского величества мне знать дано, что вы инструкциею и прямо оттуда снабдены будете.

2-е. Ваше сиятельство, будучи известны о сем важном посте, сколь по отдалении армии нужно, а паче от Эльбинга до Мариенвердера от неприятеля, которой по последним известиям около Столпе, Керлина и Кольберга, собравшись уже не в малых силах, находитца, крепкую предосторожность недреманным оком иметь и его чрез реку Вислу в Пруссию не пропускать и для того, яко искусной генерал, без дальнего предписания все удобвозможные меры употребить не оставите и полки расположить лагерем на показанном при Мариенвердере месте, а наведенной чрез Вислу мост сохранить в сделанном тет-де-поне одним баталионом с поставленными на сем укреплении пушками, и где оной тет-де-пон поправления требует, то в прямую дефензию приказать привесть.

3-е. В случае действительного неприятельского приближения к реке Висле в превосходных против корпуса вашего силах и покушении при мосту на сделанной ретранжамент, дабы мог тем овладеть и в Пруссию ворватца, при последуемом нападении ваше сиятельство имеете тотчас достаточные к супротивлению распоряжении учинить и, перепустя чрез мост гусар и казаков, вначале из поставленных пушек, а потом мелкого ружья чинить сильной отпор, употребляя все силы и возможности неприятеля не допускать и со всякою храбростию прогонять; но ежели б, паче чаяния, его немалочисленная артиллерия и превосходные силы принудили к тому, что в ретранжаменте никоим образом боле удержатца будет невозможно, в таком уже самом необходимом случае ночным временем пушки и все орудии и команду перевести на ту сторону реки Вислы, а мост, обрубя канаты, разобрать, деревянные понтоны вниз спустить и аще можно к вашему берегу забрать також и лес, в плотах лежащей по Висле на сей стороне реки, вниз ко Гданску велеть немедленно спустить, чтоб неприятелю к переправлению все дороги пресечены были и к своему авантажу ничего получить не мог. Где ж бы вознамерился мост наводить или иным способом перейти, до того старатца чрез поставленные пушки и всеми силами не допускать, а ко мне чрез верного и надежного курьера, отправленного чрез [413] Тарунь в Познань и далее, где армия находитца будет, репортовать и о том тот же час в Кенигсберх к господину губернатору генерал-порутчику и кавалеру Корфу дать знать.

4-е. Наполненные при Мариенвердере и в протчих по реке Висле магазеины для продовольствия армии казенным провиантом весьма на немалую сумму в ведомстве оставленного генерал-провиантмейстера лейтенанта Груздавцова и обер-провиантмейстеров Ширшина и Маркова, которые под вашим ордером состоять должны, при надежном карауле в крайнем бережении иметь и при Мариенвердере из береговых магазеинов старатца вновь построенные на горе магазеины провиант и привозимую аммуницию для лутчего сбережения перевозить на обывательских подводах, и чтоб каким-нибудь случаем лежащему в них провианту похищение учинитца не могло, приказать тому караулу и определенным при них наиприлежно наблюдать и от огня всекрайнюю предосторожность иметь и часовым никаких посторонних людей как днем, а особливо ночным временем не допускать, дабы подосланными шпионами сожжены быть не могли, чему повредившей ретранжаменту командою вашею старатца в поправление привести.

5-е. Оставляющихся при полках команды вашей от лехких войск казакам и гусарам рекою Вислою по Померанской стороне иметь во все стороны от мосту до Таруня и Эльбинга непрестанные разъезды, а из драгунских офицеров учредить в пристойных местах форпосты и при них поделать по три маяка, которые почасту распределенным по их дистанциям штаб офицерам осматривать и о неприятельских обращениях, коих иногда вознамеренных движениев разведывая примечать, и что когда ими услышано или усмотрено будет, о том чрез нарочных к вам тотчас репорты присылать, а вы потому можете потребные меры брать.

6-е. По умалению от жаров в реке Висле воды накрепко наблюдать и чрез нарочно посланных в тех местах, где имели появитца, измерить, не покажутца ли чрез оные броды, и где бы то паче чаянии появилось, в тех местах умножить с пушками команды.

7-е. Все имеющиеся по берегам реки Вислы перевозные суда в диспозиции и под караулом вашим иметь и в случае иногда неприятельского к реке Висле приближения с Померанской на вашу сторону, где вы с войском находитесь, забрать и в плотах плывущей и лежащей лес весь к Данцигу вниз и в другие места спустить, чтоб неприятель к переправлению для нахождения мосту, получа в свою пользу употреблять не мог, а лотки рыболовам и для перевозу отдавать хотя и дозволяетца, однако с таким обязательством, чтоб по исправлении, или как о приближении неприятеля уведано будет, в показанные места согнать и отдать на прусском берегу.

8-е. О находящихся во учрежденных при Мариенвердере, в Бишовсвердере и Эльбинге в гошпиталях, оставленных от выступивших в поход полков больных, о которых ведомости можете от тех гошпиталей получить, крайнее попечение иметь и надлежащими [414] по их болезням медикаментами чрез определенных докторов Кульмана и Мира, штап и полковых лекарей и подлекарей с прилежанием медикаментами пользовать, також по регламенту определенною пищею и протчим с хорошим призрением довольствовать, чего ради на покупку всего потребного пять тысяч рублев требовать от обер-кригс-комисара Рыкачова и разделить оные по вашему рассмотрению, и чтоб они потребными медикаментами с крайним прилежанием лечимы и надлежащею пищею довольствованы были, не оставите ваше сиятельство нередко и сами их посещать или чрез подчиненного вашего генералитета, а кои от болезней выздоравливать будут, тех за полками к армии не отправлять, но прикомандируя к полкам в очередь в караулы и протчие исправлении употреблять, ибо исчисляющихся в Кенигсберхе и в других в Пруссии местах больных по выздоровлении; потому ж к вашему корпусу отправлять велено, чрез что по немалому числу больных каманда ваша по выздоровлении людьми гораздо приумножитца; к выгодности ж по выздоровлении слабых и здоровых построить бани при каждом полку по одной, яко поблизости лагеря и лесов довольно имеетца.

9-е. По апробованному плану операцей подвозка вслед за армиею провианта поручена в попечение генерала-майора Дица, которой при реке Висле в Таруне пребывание свое иметь будет, и походной провиантской канцелярии, то есть на август — сентябрь и октябрь месяцы должно подвозить на собранных с прусского королевства подводах и прибывающих из Украины волах и первое на август месяц отправление учинить от Вислы с 15 июля, для чего рекомендовано генерал-порутчику и Пруссии губернатору Корфу собрать заблаговременно подводы до пяти тысяч фур, но притом как ваше сиятельство с корпусом вашим остаетесь при реке Висле главным командиром, то не оставите ему, генералу-майору Дицу или за болезнию его в должности генерал-провиантмейстера брегадиру Хомутову всякие вспоможении от команды вашей по их требованиям чинить, а между тем приказать им, чтоб старались без потеряния времени рожь на мельницах в муку перемалывать и, в хлебы перепеча, до пяти тысяч четвертей в сухари пересушить и содержать ко отправлению в готовности, для чего по требованиям к сему исправлению и выгрузки с судов в магазеины провианта людей от полков давать и потому ж всякое вспоможение чинить, а в Таруне оставленному за коменданта полковнику Мореншильду поручить для приводимых впредь волов приготовить до несколько тысяч ярмов, требуя на сие исправление денежной казны из провиантской суммы от помянутого ж генерал-майора Дица.

10-е. Приезжающих из разных мест в Мариенвердер с письмами курьеров и штафетов, когда ордером от меня знать дано будет, что армия от Вислы уже отдалилась и к реке Нетце пошла, то оных вслед за армиею чрез мост померанскою стороною не пропускать, а велеть на Грауденц, Кульм и Тарунь следовать по учрежденной почте на Тарунь, а оттуда до тех мест, где армия [415] находитца будет чрез учрежденные от лехких войск нарочные почты привозимы быть имеют. Посему равномерно разумеетца о везущей из Кенигсберга денежной казне, тако ж артиллерию, амуницию и протчее, чего в здешнем лагере армия дождатца не могла, отправлять прусскою стороною чрез Тарунь вслед за армиею.

11-е. Оставленных при Мариенвердере кирасирских, драгунских и подъемных осадненных, либовых и которые зачесались лошадей приказать в прежнее их состояние приводить под смотрением ландрата Вольдена, и либовым довольствоватца полевым кормом на отведенных лугах.

12-е. Из ордеров моих вашему сиятельству уже известно, что от формированной Санктпетербургской конной гранодерской экскадрон действительно изо Пскова отправлен и еще два Архангелогородские драгунские экскадроны скоро отправятца, да лошадей покупных в России и выбранных из полков драгунских 983 и подъемных в двух отправлениях более тысячи ведетца, и что уже они армию здесь застать не могут, то изволите подъемных в полки команды вашей на место взятых распределить, а драгунскими укомплектовать остающиеся у вас худоконные драгунские экскадроны. А что затем в остатке будет, оных содержать впредь до востребования к армии в Пруссии на кормах; следовательно и прибудущие экскадроны конно-гранодерской и драгунские удержать при реке ж Висле при вашей команде, а пехотные полки комплектовать прибывающими третьими вновь баталионами из прибудущей второй колонны рекрут, а из отлучек и из больных приходящих выступивших при армии полков, прикомандировав к полкам, с протчими в службу употреблять, токмо в полки их не причислять, и так без сумнения команда ваша безпродолжительно довольно наполнитца, и вы ни в чем недостатку иметь не будите.

13-е. Стоя в лагерях, полкам от неприятеля иметь крепкую предосторожность и к походу в ежечасной готовности состоять, дабы по первому ордеру куда повелено будет выступить могли, а до того обучатца военной экзерцици[и], в лагере и около оного чистоту наблюдать и строгую дисциплину содержать, обывателям обид и разорения не чинить, изгородь не ломать, хлеба не толочить и без отводу на луга лошадей не пускать, а единственно всего удовольствия и показания от вышеписанного ландрата Вольдена требовать. В Мариенвердере за коменданта ради всяких распорядков и свидетельства на почтовом дворе писем определен подполковник Мезенканф, при котором для караула небольшую команду иметь и обо всем ему вас репортовать.

14-е. Чтоб о неприятельских обращениях из Померании беспрерывные ведомости вам иметь, в том необходимая надобность состоит, и для того проведывания употреблять способных и надежных людей, а для их к тому приласканию и в награждение выдавать по вашему рассмотрению. Насчет экстраординарных расходов награждение которых денег истребовать от обер-кригс-комиссара Рыкачова, а напротив того накрепко по всем форпостам [416] и в полках при лагере вашем смотреть, чтоб никакие посторонние люди не шатались и под тем видом шпионы проходить не могли.

В протчем, чего бы за краткостию в сей инструкции и не изображено было, а к пользе и славе службы ее императорского величества и высоким интересам ее величества следовало, в этом вашему сиятельству, яко искусному генералу, поручаетца исполнять без упущения времени по вашему рассмотрению, а ко мне немедленно репортовать, а ежели бы что вам в полученной из конференции инструкции не так в чем против сего несогласно было предписано, то о том ко мне отрепортовать, а исполнять те пункты по той присланной к вам инструкции.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1669 «В», лл. 336-340об. Копия, подписанная Фермором.


Комментарии

173. Чтобы лишить возможности П. А. Румянцева проявить способности в руководстве боевыми действиями, в данной ему инструкции указываются задания лишь весьма второстепенного значения, относящиеся преимущественно к тыловой службе.