№ 154

Постановление военного совета при главнокомандующем мероприятиях в связи с наступившими холодами и недостатком снабжения для войск

23 сентября 1758 г., Старгард

1758 года сентября 23-го дня в главной квартире при Старгарде его сиятельство главнокомандующий армиею генерал и кавалер граф Фермор в рассуждении приспевающей суровой осенней погоды и оказывающегося в здешней околичности недостатка в фураже, такоже и провианте, за необходимо признал его королевское высочество принца Карла и генерала-фельдмаршала-лейтенанта барона Сент-Андре, равно как и весь при армии находящейся генералитет для держания военного совета пригласить и всему собранию следующие пункты на рассуждение предложить с таким имянно изъяснением, чтоб каждой из присутствующих, ревнуя о благе и пользе интересов ее императорского величества и высоких ее союзников, никакого ни в чем не опасаясь нарекание, свое мнение свободно и без принуждения открыли, после чего пункты со вниманием слушаны, и по довольном уважении и рассматривании всех изображенных обстоятельств и сопряженных со оными затруднений с общего согласия постановлено, а имянно:

1-ое. Понеже месяц октябрь уже наступает и осенние жестокие ветры с дождями начинаются и для армии в здешних открытых и степи подобных местах, в коих никакого почти лесу и дров поблизости достать не можно, отчего люди, стоя в лагере претерпевают не малую нужду, а лошади, которые доныне на полевом корму содержались, по недостатку оного в крайнее изнурение приходят. Надежда к получению в сей части неприятельской земли достаточного провианта и фуража по репортам генерала-майора Дица, которому, яко управляющему провиантскою канцеляриею, собрание контрибуции поручено, отнимается потому, что на содержание армии едва на один месяц оного собрать можно. Итако должность требует, сей недостаток и произойти могущие от того следствии во уважение приняв, рассудить, есть ли такая важность армию в здешних местах и как долго держать или не лучше ли, позицию переменя, к реке Драге податься и тамо расположиться; таким образом к крепости Дризенской приближились бы и по востребованию с корпусом генерала-поручика Резанова соединитца, а провиант от Вислы, Варты и Нецы подвозом получать могли; ибо нарочно посыланные офицеры для осмотру берегов реки Драги рапортовали, что около оной более надежды к получению полевого корму и дров, чем в здешних околичностях.

2-ое. Больных, которых число ежедневно умножается, тяжелые обозы, худоконную регулярную и нерегулярную кавалерию и пеших гусар и казаков, кои армии не малую тягость причиняют, не рассудится ли за благо чрез Калис и Кониц к Висле реке, где магазины ныне, отправить. [352]

3-ее. В крепости Дризенской, которая при настоящей осаде без прикрытия армии держаться не может, оставить ли гарнизон или оную подорвать?

4-ое. Ежели крепость Кольберг генерал-майору Пальменбаху не скоро сдается, то сему с корпусом к местечку Столпе или к армии маршировать приказать?

5-ое. В Познани оставить ли гарнизон или полковника Далке взять с командою к армии?

6-ое. С покупаемом на реках Варте и Неце провиантом какие меры брать, когда армия с своею позициею оной уже прикрывать не будет?

По первому и второму пунктам. В рассуждении недостатка фуража и провианта в здешней околичности, являться начинающегося, неотменно надлежит все тяжелые обозы, худоконную регулярную и нерегулярную кавалерию, пеших гусар и казаков купно с умножающимися больными, кои армии не инако, но в тягость служат, кроме артельных лошадей, парку с порохом и с снарядами, також понтонной роты, которые при армии остаться должны, все чрез Калис и Кониц к Висле реке отправить, а с армией держаться здесь, примечая неприятельские движении до тех пор, пока время и обстоятельства того дозволят, а отправление тягостей больных худоконных и пеших поручить бригадным командирам с наирачительнейшим смотрением учинить, дабы иногда под именем больных или худоконных исправные и здоровые, уклоняясь от службы, в то число попасться не могли.

По третьему [пункту]. Пока армия здесь стоять будет, то генералу-порутчику Резанову остаться с корпусом в той позиции, в которой ныне при Дризене, а когда армия здешнее положение переменит, то в Дризине гарнизону оставить до 600 человек и, наблюдая неприятельские обращения, с крепостию поступать, как польза интересов того требовать будет, ибо оная и без того осаду долго выдержать не в состоянии, а генералу-порутчику Резанову тогда маршировать с корпусом для соединения с армиею.

По четвертому [пункту]. Ежели сия крепость не скоро бы сдалась, то генерал-майору Пальменбаху с корпусом следовать к Каласу, где для оного пропитание получить может от магазинов, на Неце находящихся.

На пятый [пункт]. До тех пор, пока продолжается тамо покупка провианта, его при магазине оставить, а впредь по обстоятельствам оттуда и взять быть может, ныне же к нему ордер послать, чтоб он о состоянии его команды и лошадей немедленно рапортовал.

На шестой [пункт]. Весь на реке Варте и Неце закупленной и еще закупаемой провиант, пока способ есть и возможно, на нанятых подводах к армии подвозить, достальной же для сохранения оставлять у поссесоров или хозяев, а в магазины не свозить до дальнейшей резолюции, ибо таким образом может оной от неприятельского покушения сбережен быть. В протчем же для способнейшего и надежнейшего доставления армии провианта [353] ордеры послать, чтоб привозимый от магазейнов провиант не в Дризен, но в Калис отправляем был, равно, когда и контрибуционный из Фридберга туда ж свозим быть имеет.

В. Фермор. Князь Александр Голицын. П. Румянцев. Петр Панин. Н. Леонтьев. Корнилий Бороздин. Яков Фаст. Фон Штофелн. Петр Племянников. Томас фон Диц. Бригадир Федор Кокошкин. Бригадир Иван Леонтьев.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1663 «В».лл. 235-236об. Подлинник.