№ 19

Рапорт генерал-майора Даревского С. Ф. Апраксину о заготовке провианта для армии, проходящей через Литву

12 декабря 1756 г., Вильно

Новогородской: каштелян Хрептович, будучи у меня, между протчим о учреждении магазинов советовал, что ничто иное в поспешность быть не может, как только публикация во все окружные места, чтоб за привозимой провиант и фураж готовыми деньгами настоящею добровольною ценою заплатить, показывая те места, где магазинам быть надлежит, а сверх того тех обывателей в округах, представляя то причиною, уговаривать, что когда магазины за непривозом провианта и фуража наполнены не будут, тогда принуждено будет мимо марширующее войско, которое неотменно маршировать имеет, как в провианте, так и фураже сами себе приискивать довольствие и оное уповательно, что не без порядку происходить может. Он же мне представлял, что подрядом поспешить никоим образом невозможно, ибо сперва в подряд вступить опасаютца, а хотя бы кто и выискался, так протчие из ненависти ему продавать не будут, в том мнении, что оной, кроме их заплаты, великой себе барыш получать будет и следственно же, что на таком основании, во учреждении магазина положитца не можно. Точию я, до получения на то мое покорнейшее представление от вашего высокопревосходительства резолюции, оную публикацию за благо нахожу оставить.

При сем же немалая остановка и в том случитца может, когда имеющиеся при мне две тысячи червонных, да и впредь полученные пятнадцать тысяч рублев из Смоленска на начало покупки издержано [80] будет, а более для заплаты никаких денег не останетца. Здесь же в случае надобности денег на вексель достать весьма не надеюсь, а по исчислению моему должно иметь для наполнения провиантом и фуражем двумесячного магазина денег за покупаемой провиант и фураж по здешней цене сто восемьдесят восемь тысяч триста семьдесят талеров и по тому исчислению теми пятнадцатью тысячами никакова и начала в покупке сделать нельзя.

Оной же каштелян, оказывая себя усердным к нашему двору, объявил мне, что здесь многие здешние купцы скупают провиант к будущей весне для отвоза в Пруссию, да и по нынешнему зимнему пути немалое число могут туда ж отвести и что будто здешняя бочка ржи в Тильзите от короля прусского по четыре с половиною талера платится.

При окончании сего репорта уведомился я, что прежде моего приезду в Вильно приведено сюда из Пруссии двести двадцать тысяч талеров, которые сложены у здешнего купца, именем Маф. Нынече-же, оной купец объявляет, что будто те деньги назад отосланы, потому что де о вывозе отсюда хлеба запрещение воспоследовало, однако ж вышеписанной купец по другим купцам раздает те деньги, дабы они знатное число всякого звания хлеба беспрестанно закупали на свое имя и слышно, что уже немалое число покуплено, которое еще отсюда и поныне не отправлено.

ЦГВИА ф. 27, сз. 1/а, лл. 246-247. Копия