№ 90

ОРДЕР П. А. РУМЯНЦЕВА X.Ю. ЭССЕНУ О ВЫБОРЕ ПОЗИЦИИ ДЛЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ ВОЙСК НА ВРЕМЯ ПЕРЕГОВОРОВ О ПЕРЕМИРИИ 1

22 февраля [4 марта] 1772 г.

Яссы

Обнадеживаясь признаками толь уже несомнительными, что теперешняя весна гораздо ранее здесь настанет, нежели в прошедшем году, и хотя еще известия, доходящие к нам, [216] не приносят ничего такого, чтобы уже ознаменяло приуготовления от стороны неприятельской к полевым действиям, но по известному положению дел сужу и за потребно, дабы ко отверзтию предстоящей кампании предварительно в вашей части положить меры, из уважения, что войски, вам вверенные, расположены в таком крае, где ближее и во-первых быть могут неприятельские покушения, посему хочу я, чтоб ваше превосходительство по лучшему на месте избранию назначили для своего корпуса удобнейшее место, как ему взять свою позицию по выступлению из зимних квартир. На ваше бдение и защиту остаются и теперь те же места, которые полагались и в прошедшую кампанию, то-есть край между Олты и Яломицы и сохранение дунайского берега от всякого неприятельского прикосновения на оной. Должно там же вам в связь взаимную себя поставить с войсками, между Яломицею и Серетом находящимися, предопределя всю удобность вспомоществовать тут надежнейшим образом одной части от другой, а не меньше не опоздайте в свою пору деташамент, что находится за рекою Олтою в банате Крайовском сближить оттуду и содержать оной в таком обеспеченном положении, чтоб в случае, где бы потребовала безопасность, мог оной соединиться с вашим корпусом без всякой себя отваги, а за рекою Олтою иметь ему, доколе можно будет, свои только обвещательные посты. И тако, ваше превосходительство, сообразя сии виды, принадлежащие вашему месту, для коих еще я вам только свои мысли, а не положительные уже меры сказываю, имеете мне наперед представить свое мнение, где вы своему корпусу предполагаете стать при его соединении, какие от него отделенные посты считаете учредить за благо и коликим числом обнять оные. И о том свои мысли подайте мне с подробным описанием пользы и резонов, для коих расположение то или другое будет вами за благо признано. А между тем не оставляйте чрез своих шпионов, или какие посредства можете вы лучше к тому прибрать, наведаться о положении неприятельском на том боку 2 Дуная.

Морские офицеры хотя в некоторых частях описали положение или, так сказать, глубину реки Дуная, но их [217] план не все для нас нужное имеет, а потому и рекомендую я вашему превосходительству послать офицеров генерального штаба или и других, знающих токмо потребную науку, чтоб они где можно собственным испытанием, а инде распрося людей сведующих, описали в вашей стороне как здешний, так и сопротивный берег дунайский, назначивая, где на оных есть места удобные к пристаням и для какой величины судов и где что понимает только чрезвычайной разлив вод, как было прошедшего года, и чего не заливает обыкновенное весняное наводнение.

Я вам решительную уже дал резолюцию об укреплении Журжевского замка. Естьли все потребное к тому приготовится, то надобно тамошние работы производить под довольным обеспечением и для того к поспешествованию оных от вашего благоразсуждения зависит, с корпусом ли туда подвинуться, или часть только какую к тому предопределить. А столько ж нужно при этом случае показать удобьвозможные виды в другой стороне; неприятель ваших против него приготовлений к движению наступательному, на которые бы он внимая и ждав на себя вашего движения не имел времени, доколе работы свершатся, препятствовать течению оных своим предприятием.

Г[раф] Румянцов.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1926, л. 76—77. Подлинник.


Комментарии

1 После победного завершения кампании 1770 г. П. А. Румянцев обратился к великому визирю с предложением прекратить кровопролитие и установить мир между обеими воюющими странами. Турки отклонили предложение, рассчитывая получить реванш в следующей кампании. Результаты ее были для них, однако, весьма неблагоприятны. Они не только лишились Молдавии и Валахии, не сумели прочно закрепиться где-либо на левом берегу Дуная, но и понесли ряд тяжелых поражений и потерь на правом берегу реки; Крым был занят русскими войсками. Военные неудачи сопровождались тяжелыми внутренними экономическими и политическими осложнениями.

Внутриполитическое и экономическое положение России также было трудным. В связи с этим оба правительства весной 1772 г. приступили к мирным переговорам. Было заключено перемирие, а в июле открылся мирный конгресс в Фокшанах. Россия требовала: 1) независимости крымского ханства от Турции; 2) свободного пропуска русских судов через Дарданеллы и права плавания их по Черному морю и в Архипелаге; 3) передачи России крепостей Керчи, Еникале и Кинбурна. Переговоры в Фокшанах оказались безрезультатными и к началу сентября были прерваны. Перемирие, однако, продолжалось, а мирные переговоры возобновились поздней осенью 1772 г. в Бухаресте и продолжались до февраля 1773 г. Султанское правительство не хотело согласиться на русские условия и, считая себя достаточно сильным, вновь отклонило предложения. В марте 1773 г. военные действия возобновились. Прим. ред.

2 Берегу.